Лейла Хасьянова
О выставке
Российская академия художеств представила выставку произведений заслуженного художника РФ и члена-корреспондента РАХ, кандидата исторических наук и профессора Лейлы Самиуловны Хасьяновой. Экспозиция занимает всю анфиладу академических залов на Пречистенке и познакомит столичного зрителя с несколькими десятками живописных полотен.
В истории русского искусства были поколения, которые долго сохраняли статус «молодых художников», однако Л.С. Хасьянова сразу стала мастером зрелым – ей достался счастливый удел совмещения творческого потенциала и возможности его реализовывать. За плечами автора – блестящая академическая подготовка: она окончила Московскую среднюю художественную школу, а затем Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова, где училась в мастерской портрета народного художника СССР, академика РАХ И.С. Глазунова. Отсюда уверенное владение рисунком, знание анатомии и пропорций, понимание формы и пластики, точность передачи фактур с долей стилизаторской интерпретации и стремление запечатлевать «высокие истины».
По мнению искусствоведов, ареал творческих устремлений художницы «специализирован»: по преимуществу она портретист. Неповторимость характеров и внешнего облика привлекали внимание еще со студенческих лет, когда она работала в творческих поездках над серией портретов строителей БАМа. Лейла Самиуловна выступает как тонкий психолог, умеющий в остановленном на полотне мгновении раскрыть внутренний мир человека. Художественному почерку живописца присущи лапидарная плоскостность фона, четко и рельефно моделирующего фигуру, линеарные изысканные абрисы. Изображение модели в картинном пространстве нередко поддерживается немногими деталями, позволяющими добавить красноречивые подробности, наиболее полно отражающие сущность портретируемого.
На протяжении всей творческой биографии автора прослеживается интерес к колоритной натуре. Внешняя экзотика национальных костюмов и этнического облика, начиная с портретов близких и заканчивая представителями дипломатического корпуса и истеблишмента, оказывается зримым проявлением богатейшей полифонии «планеты людей». Л.С. Хасьянова ощутимо наслаждается, передавая фестивальную красочность панамского и эфиопского платья, индийского сари, русского сарафана. Однако художественный смысл таких образов вовсе не исчерпывается их декоративной и познавательной составляющей. Создавая портретную сюиту из разных лиц, мастер демонстрирует ощутимую ценность каждой человеческой личности.
Особого внимания заслуживают женские образы, среди которых – портреты Юлии Бружайте, Анастасии Волочковой, Галины Гриценко, Натальи Бестемьяновой, Татьяны Москальковой и других. В каждом из них «своя правда» несмотря на то, что, кажется, всех своих героинь живописец наделяет общей чертой, особой интонацией зачарованности и всегда далеким от прозаизма обаянием. Автора также привлекают люди сложной судьбы и незаурядных характеров. Настоящими документами эпохи можно назвать портреты летчиков-испытателей, учёных-металлургов и метеорологов, работа над которыми велась с 1980-х до 2000-х годов, а также изображения Апти Алаудинова и Глеба Матвейчука. Последние десятилетия Лейла Самиуловна посвятила созданию образов выдающихся религиозных и государственных деятелей, вошедших в цикл «Лидеры нации», и полотен, посвященных истории татарского народа.
Немаловажное место в экспозиции принадлежит натюрмортам – классически выверенным композициям, в которых мастер экспериментирует с архитектоникой пространства, колоритом с его неожиданными проявлениями свежих, ярких красок. Во многих из них сказалась увлеченность японской культурой. Первые импульсы понимания притягательности для себя Японии художница ощутила еще в студенческие годы, когда И.С. Глазунов знакомил учеников с разными культурами. Непосредственное развитие темы, по словам автора, создалось от впечатлений полученных на выставке икебаны школы Согэцу, проходившей в Москве в 1990 году. Поддавшись обаянию искусства аранжировки цветов, она написала около полутора десятков картин, наделяя каждую образцовой индивидуальностью.
Представленные в академических залах произведения свидетельствуют о том, что Л.С. Хасьянова движется однажды избранным путем, но вместе с тем продолжает поиск новых возможностей в безграничном постижении натуры. Своей целью она видит продолжение возрожденных ее учителем традиций, видя в них будущее отечественной культуры.