Масенькие супружеские преступления
О спектакле
Спектакль Романа Виктюка о слабости человеческих связей и о том, можно ли не поддаться соблазну и низменным инстинктам и сохранить в себе человека.
Немного неверности, много любви. «Масенькие супружеские преступления» в Театре Романа Виктюка
Автор: Нелли Когут
Имя польской писательницы и актрисы Габриэли Запольской не так известно нашему зрителю, за исключением пьесы «Мораль Пани Дульской», начавшей свое триумфальное шествие по большим и малым театрам страны после одноименного фильма 1978 года, главную роль в котором исполнила Ольга Аросева.
Размышления о механизмах, на которых держится семейная жизнь – фирменный почерк писательницы. Тема хоть и не новая, но вечная. Однако в руках Запольской буржуазная мелодрама превращается в настоящую трагикомедию, иногда с элементами фарса. Тексты Запольской можно обозначить и как «комедии морали» – слово, вынесенное в «Морали Пани Дульской» даже в название, а в «Масеньких супружеских преступлениях» вопросы нравственности, рационального выбора под влиянием моральных ценностей рассматриваются на примере взаимоотношений мужчины и женщины.
Мушка (Анна Подсвирова) и Витольд (Игорь Неведров) – молодожены, Лулу (Людмила Погорелова) и Анатоль (Олег Исаев) – на пороге серебряной свадьбы. Две супружеские пары, олицетворяющие собой разные этапы семейной жизни от феерии чувств до познания всей премудрости долгого брака, проводят время в загородном поместье. Пасторальный образ жизни на лоне природы создает идеальные условия для внезапной любовной интрижки: и вот Анатоль уже увлечен юной красавицей Мушкой, а искушенная в женско-мужских отношениях Лулу отчаянно флиртует с молодым Витольдом.
Трое из четырех артистов (Погорелова, Подсвирова и Исаев) участвовали в той самой первой премьере в 2006 году, поэтому в новой редакции, несомненно, удалось сохранить оригинальную интонацию и манеру режиссуры Виктюка. Тем более что от спектакля сохранились костюмы – существенная и важная часть постановки, которая и позволила выстроить без потерь всю конструкцию заново.
Черный и белый, как символы противоборствующих и вечно существующих в мире и человеке начал – излюбленное Виктюком цветовое сочетание, которое он разбавляет красным и золотым. Кульминацией разгула стихий здесь выступает сцена карнавала, когда все чувства прячутся за масками, которые неизбежно будут сброшены, очистив от всего наносного – все смятение чувств, минутные помутнения-увлеченности схлынут, и в итоге герои смогут обрести себя и осознать, что настоящая любовь была всегда рядом. Карнавал, песня «Памяти Карузо» в исполнении Паваротти, лейтмотивом звучащая в спектакле – отсылки к нежно любимой Виктюком Италии, которая здесь к тому же – идеальный антураж для драмы любовного треугольника под знойным опьяняющим солнцем.
Героев окружают надувные цветные кресла, крокодилы, дельфины (вроде бы обычные атрибуты летнего отдыха, но в то же время намек на некую сказочную, волшебную экзотику), а главный элемент на сцене – изогнутая металлическая труба – то ли лебединая шея, как символ верности, то ли извивающийся змей в золотой чешуе – символ соблазна. Виктюк поэтизирует эту бытовую комедию до крайности, так что даже афористичность текста («Женщина молода (пауза), пока она (пауза) желанна»), которая в неумелых руках превратила бы все в водевиль, звучит как вдруг проявившаяся истина. На первый взгляд знакомая, но которую, на самом-то деле, нигде больше не услышишь.
Герои начинают относиться к браку, как к карточной партии, где самое главное, как это озвучивает Лулу, – это иметь скиз, козырь. У кого он есть, то и победил. Однако не это не эпика, не страсти вселенского масштаба, а лирика, интим, которые мастерски в полутонах, в движениях кончиками пальцев отыгрывают актеры – этот спектакль требует настолько идеально слаженного ансамбля, где все играет на взаимодействии, что трудно кого-то выделить – все артисты восхитительны. Именно такая Запольская, именно такой Виктюк, что даже в том, что иной назвал бы аморальностью – в банальном адюльтере, обращаясь внутрь человека, они находят то, что в итоге прокладывает путь к свету. Возможность не упасть в окончательную низость, высоту человеческой души в любых обстоятельствах Виктюк доказывает так очевидно, что, кажется, в этом и состоит главная тайна его театра.
Фото Полины Капицы