- Страна
- Россия
- Режиссер/Постановщик
- Роман Каримов
- Длительность
- 133 мин.
- Премьера в мире
- 10 декабря 2020 г.
О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
«Неадекватные люди 2»: Идеальный спутник жизни — это ты сам
В продолжении «Неадекватных людей» Романа Каримова к главным ролям вернулись Илья Любимов и Ингрид Олеринская. Былой страсти между когда-то влюбленными «неадекватами» не наблюдается, с событий первой части прошло много лет. «Чего постригся как идиот?» — именно таким вопросом Кристина встречает мужа. «Да как обычно», отвечает он девушке, не уделив внимания саркастическому звучанию ее голоса. Зайдя на кухню, хозяйка домашнего очага немедленно прикрикнет на супруга: Виталий потянулся грязными руками к приготовленному ужину, словно маленький ребенок. Пара готовится к приему гостей — бизнес-партнера главного героя Дениса и его жены. Те опаздывают на два с половиной часа, и Кристина сильно раздражена. После резкого заявления «Если они задержатся более чем на полчаса, я переодеваюсь в домашнее» идет монтажная склейка. В следующем эпизоде главная героиня окажется в домашней футболке и тренировочных штанах. Как говорится, «мужик сказал — мужик сделал».
Откровенности Каримову не занимать. Как и 10 лет назад, российскому режиссеру нет равных в реалистичных, живых и насыщенных диалогах. Гости Виталия олицетворяют ту модель семьи, к которой тяготеет он сам; поговорку «скажи мне, кто твой друг» стоило бы переиначить в «скажи мне, кто твой бизнес-партнер». Супруга Дениса — и модель, и актриса, и певица. Но главное ее призвание, в котором она с удовольствием признается — любить своего мужчину. Забавно, как в одном сознании укладываются и этот тезис, и следующее за ним утверждение о смерти патриархата и необходимости независимого развития в отрыве от мужчины. Впрочем, эта мысль растворится в затянувшейся паузе делового ужина. Встреча завершится фиаско — из Виталия пытались «вытащить» откат, и Кристина прямолинейно заявит супругу, что он его попытки «подкупить» человека теплой домашней атмосферой оказались просто жалкими.
Контраст между двумя главными персонажами бросается в глаза с самых первых минут. Каримов умело подчеркивает сознательность и сдержанность Кристины, на фоне которых эмоциональность и инфантильность Виталия становятся особенно заметны. Хотя, казалось бы, он старше — а значит, по всем канонам патриархата ему полагается быть мудрее и опытнее. Но лидерство в паре принадлежит именно Кристине. «Попробуй женщиной хоть раз побыть и не выпендриваться», крикнет на нее супруг, чувствуя ее «маскулинное» превосходство. На помощь приходит давний знакомый героя, специалист по НЛП в исполнении Евгения Цыганова. Товарищ даст Виталию совет найти себе помощницу для работы, а также подготовить для Кристины ответный удар.
Роман Каримов подарил российскому кино настоящий профеминистический блокбастер. Душевным терзаниям персонажа Олеринской уделена большая часть хронометража. «Что ты с жиру бесишься? Роди ребенка, осчастливь мужа и все пройдет», уговаривает героиню подруга, и ее советы напоминают цитаты из «Домостроя». С одной стороны, Кристину манит желание сосредоточиться на себе — восстановиться в институте, начать «путь в независимую жизнь». С другой стороны, на нее влияет страх одиночества: представить мир без любимого почти невозможно. Никакого среднего пути девушка не видит, в ее реальности есть только черное и белое. Категорическое столкновение для будущего женщины — роди, но не реализуйся как личность, или получи образование, но рожать уже будет поздно.
В новых для себя обстоятельствах каждый из героев обретает партнера, который обеспечивает ему взгляд со стороны. У Виталия появляется юная помощница-архитектор Соня (Мария Горячева), у Кристины — Артем, студент-мажор (Никита Санаев). Поколенческий разрыв Каримова не слишком волнует, вчерашние миллениалы из 2010-го без труда находят общий язык с зумерами 2020-го. Кристина танцует стриптиз для юного богача, Виталий распивает с Соней пиво в баре в совершенно неформальной обстановке. Персонажи идут по тому же пути саморазрушения, что и герои фильма «Верность» Нигины Сайфуллаевой. Отринувшие диалог, вместо поиска ответов на сакраментальные вопросы они терроризируют других людей.
В середине истории режиссер обращает ход времени вспять, и разобраться в сбитой хронологии смогут лишь самые внимательные зрители. Каримов беспощадно разрушает сказочный мир персонажей, каждый из которых сбегает в новые отношения, не разобравшись со старыми. Вчерашнее обаяние любовника сменится неприкрытым абьюзом. Мужские разборки будут походить на столкновения в мире животных — и ни о каком Давиде, побеждающем Голиафа, речи не пойдет. Дальнейшие хитросплетения семейной драмы с элементами сатиры и экшна подольют масла в огонь взаимного недоверия, градус которого повышается в геометрической прогрессии.
Каримов, кажется, отрекается от оптимистичной легкости первого фильма. На их место спустя 10 лет приходит нерасторопная, серая реальность — вроде бы такая же неадекватная, но лишь на первый взгляд. Рассмотрев совокупность поступков и слов главных героев, нетрудно увидеть, что за ширмой поверхностной рефлексии о смысле жизни скрывается банальный популизм. Автор картины словно бы хочет, чтобы все вокруг задумались, ради чего они работают, учатся и живут на свете, и слова юного мажора должны усилить нужный эффект. Режиссер подает праздную рефлексию как противоположный край социального маятника, который существует лишь с одной целью — «отличаться» от серой массы, существующей в парадигме «дом, семья, работа».
От этой схемы пытается сбежать и Кристина, проходя типовой путь перерождения. Ее личное «Я» отходит на второй план, и в фокусе внимания оказывается «Я» профессиональное. К серому реализму примешиваются сказочные, яркие оттенки: разочарованная неудачей в любви девушка вцепится в единственную возможность «подняться». Теперь от ее умений и навыков зависит не столько собственная жизнь, сколько судьбы тысяч будущих мэтчей всех полов и возрастов.
В конце концов история об отношениях перевоплотится в драму о трансформации личности. На фоне сюжетной линии Кристины, выбившейся из «низов», найдется место и идее толерантного отношения к ассимиляции мигрантов. Ловко переплетая между собой сюжетные ниточки, Каримов разделит людей на «своих» и «чужих». Во вселенной российского режиссера ты можешь быть «адекватным» и не обделенным интеллектом страдальцем с неудачами на любовном фронте или «неадекватным» и недалеким простаком, открывшим миру израненное сердце. Черное и белое, никакой альтернативы и полуправды.