Ничего не бойся, я с тобой!
О спектакле
Новый мюзикл по песням группы «Секрет» от продюсера Дмитрия Богачева («Шахматы», «Призрак Оперы», Mamma mia!, Chicago, Cats и др). События романтической истории разворачиваются в Ленинграде 80-х. С одной стороны — белые ночи, разводные мосты, дворы, крыши, квартирники, неформалы, фарцовщики и смелая мода. А с другой — конфликт поколений, выбор между счастьем и благополучием, неприятие системного лицемерия и борьба с внутренним конформизмом.
Неизменно поет рок-н-ролл мой приятель: мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой» в Московском дворце молодежи
Автор: Нелли Когут
«Ничего не бойся, я с тобой» – новый мюзикл театральной компании «Бродвей Москва» продюсера Дмитрия Богачева, основанный на оригинальном материале и построенный вокруг двадцати одного хита знаменитого ленинградского квартета «Секрет». Авторы сюжета и пьесы – Михаил Миронов и Сергей Калужанов.
Бит-квартет «Секрет» в 80-х стал тем музыкальным коллективом, которому удалось вывести подпольный рок-н-ролл из тени и подружить его с поп-сценой. Сердца молодого поколения позднесоветских стиляг музыканты завоевали хитами «Привет», «Алиса», «Именины у Кристины», «Арина-балерина», «Сара Бара-Бу» (группа славится обилием женских имен в названиях песен).
Однако эта «играющая в битлов» ленинградская четверка смогла найти свой уникальный стиль, сочетающий танцевальный ритм с ярко прописанной драматургией и сюжетом песни, как правило наполненной чувством нежной ностальгии. «Секрет» – это призыв идти навстречу эмоциям, не отмахиваясь от них. «Привет! Сегодня дождь и скверно, а мы не виделись, наверное, сто лет», – текст, который если примерить на события своей жизни, а на это все и рассчитано, звучит отчаянно и сладостно-грустно.
Очень «игровые», за каждой из которых скрывается своя полноценная история, песни сами собой напрашиваются на формат полномасштабного музыкального спектакля, а ленинградское происхождение группы органично позволило создать на сцене кусочек предперестроичного Ленинграда, с дворами-колодцами, крышами с умопомрачительными видами, фарцовщиками, квартирами, принадлежащими номенклатурной и профессорской элите.
Практика, когда берутся песни известной группы и вокруг них создается связанная история, весьма распространенная, и у этого жанра есть свое название – Jukebox. Буквально переводится как музыкальный автомат, на деле – караоке-мюзикл, где зритель может еще раз послушать любимые композиции в новом звучании и даже подпеть артистам (на той же сцене МДМ с успехом шел мюзикл «MAMMA MIA!», составленный из хитов ABBA).
Эта ироничная, тонкая и пронзительная постановка ставит в основу извечную проблему «отцов и детей». Слава – парень в потертых джинсах и кожаной косухе, промышляющий запрещенными пластинками Майлза Дэвиса, Чарли Паркера (да-да, «сегодня слушаешь ты джаз, а завтра Родину продашь»), Iron Maiden, Sex Pistols и других заграничных музыкантов. Словом, как отмечает в своем заголовке журналист Иван Федоров по ходу спектакля, творятся «черные дела белых ночей». Прозвище Славы – беспечный ездок, и Антон Лобан играет не только и не столько героя песни «Секрета», но, прежде всего, его изначального прототипа – персонажа одноименного фильма Денниса Хоппера, символа свободы эпохи 60-х в Америке, человека, при любых обстоятельствах идущего своим собственным путем. И вот в его отвязном и хулиганском мире появляется девушка Алиса (Арина Постникова). Она – дочь профессора по истории античности, студентка МГУ факультета английской литературы. По иронии судьбы девушка из интеллигентной семьи уже сосватана за близкого друга Славы Дениса (Олег Отс) – сына дипломата, семья которого очень хочет женить молодого человека на ком-то из своего окружения.
Классическая лав-стори с непременным хэппи-эндом полна яркими и полнокровными персонажами – каждый из них хорошо прописан, и нет ни одного, который бы выполнял чисто функциональную роль. Не обходится и без некоторых твистов в финале – здесь и подмена записи во время прямого эфира из телестудии, «принятие в семью» главного героя-сироты Славы, и протест Дениса, привыкшего подчиняться властным родителям, особенно отцу, кстати, очень напоминающему Леонида Брежнева, так что наблюдать за этим интересно все два с небольшим часа. Что ни песня – то диалог, от которого остались слова только одного человека («Привет», «Моя любовь на пятом этаже») или детально проработанный образ (одинокий волк, живущий поперек, из песни «Беспечный ездок», утонченная балерина Арина и, конечно, вязальщица, рисовальщица, любительница ирисок Алиса). Оставалось лишь одно – перенести эту галерею героев своего времени, музыкантов, писателей, кокеток, моряков на сцену – с поправкой на ленинградскую локацию.
Задорно, выделяя курсивом, играет Вадим Мичман упомянутого журналиста. Скромника Антона в комедийном регистре «прилежного маменькиного сынка» играет Владислав Ташбулатов, и он эдакий Арамис из тройки друзей-мушкетеров, кроткий и тайно влюбленный в свою Мари де Шеврез – Кристину. Юлия Ива в роли Кристины – один из самых мощных вокальных перформансов в этом мюзикле, актриса виртуозно подстраивается под материал и работает в разнообразных техниках – от рока до джаза.
Всего же в постановке по три исполнителя на каждую роль и, надо сказать, в каждом образе артисту остается пространство, чтобы проявить себя, так что каждый спектакль точно будет выглядеть по-иному.
Ностальгический ретро-антураж, герои, которые борются за данное им от рождения право не сливаться с серой массой – формат, раскрытый в «Стилягах» и «Оттепели» Валерия Тодоровского, «Лете» Кирилла Серебренникова и многих других фильмах и уже окончательно зарекомендовавший себя. В театре те же «Стиляги» поставлены Алексеем Франдетти на сцене Театра Наций, но «Ничего не бойся я с тобой» на их фоне выделяет ярко выраженное лирическое начало. И главное, отраженный в спектакле исторический контекст: расцвет битломании –предметом запредельных мечтаний здесь становится гитара как у Джона Леннона – и неимоверная популярность музыкальных квартирников, ставших средоточием творческой жизни.
Благодаря сцене-трансформеру, экрану с проекциями и впечатляющим декорациям, играющим стены домов, мы оказываемся то на крыше дома, то на вечеринке в квартире партийного начальника, то и вовсе в южном портовом городе, где во время службы на флоте оказались Слава и Антон. Есть здесь и сценический элемент, имеющий символическое значение – это светящийся огнями троллейбус, который вместе с героями на крыше взмывает ввысь в 11 o’clock (в пору становления жанра мюзикла спектакли начинали в 20:00 или позже, и к 23:00 действие приходило к своей кульминации) на заглавную песню «Ничего не бойся, я с тобой». Этот сверкающий троллейбус, конечно, появился из песни «Привет», но это и спасительный синий троллейбус-ковчег Окуджавы – прибежище для всех отчаявшихся. И кажется, что это то, о чем этот мюзикл в первую очередь: о том, как эти песни вмещают в себя понятные абсолютно всем – и тем, чья беззаботная юность пришлась на 80-е, и сегодняшним молодым людям – чаяния и надежы.
А в голове после спектакля все равно остается главное – мелодия и голос, поющий о мимолетной, но судьбоносной встрече.
Дела отлично, как обычно, привет.