«НИИ Архив. Ремонтаж»
О выставке
Центр современного искусства Винзавод представляет выставку под кураторством Ирины Горловой «НИИ Архив. Ремонтаж», которая открыла новое направление деятельности: НИИ Архив (Наука, исследование, искусство, архив).
На первой выставке направления представлены произведения из коллекции Фонда Винзавод, которые ранее не демонстрировались публике, редкие каталоги проекта «Best of Russia: Лучшие фотографии России», проекта СТАРТ, международной выставки Юпа ван Лисхаута «Город рабов. Cradle to Cradle» и других.
Каждую субботу в 14:00 и 18:00 в пространстве экспозиции проходят сеансы акустического перформанса Ульяны Подкорытовой. Специально к выставке Ульяна записала обращение, это восемь минут акустической мантры, которая завершается заговором против всего плохого. Перформанс проходит рядом с работой Ульяны Подкорытовой.
«События, выставки, всевозможные образовательные программы проходят и остаются только в памяти их участников. Время летит быстро, спустя 10-15 лет только архивные выставки могут напомнить о том, насколько все эти программы были интересны, понять, прошли ли они проверку временем. Это важно, в первую очередь, для историков искусства, потому что такие выставки, если они наглядно и звучно показывают те самые события прошлого, они дают импульс к дальнейшему исследованию, изучению, написанию истории искусства», — убеждена куратор Ирина Горлова.
Выставка разделена на 10 направлений: Эпохальные выставки, Новые имена, Комикс как искусство, Арт-рынок и горизонтальные связи, Уличное искусство, Образовательные программы, Регионы+Международная деятельность, Наука и искусство, Видео как искусство, Современная фотография Best of Russia.
В направлениях представлены уникальные фото- и видеоматериалы, артефакты крупных проектов ЦСИ Винзавод, реализованных за 17 лет активной деятельности. Впервые открыты материалы эпохальных выставок «Верю», «Московской ретроспективы» Ильи и Эмилии Кабаковых, персональных выставок Александра Бродского и Ирины Наховой, Международного фестиваля комиксов «КомМиссия», выставок проектов СТАРТ и многое другое. Направления сопровождает фотохроника открытий проектов, где можно встретить всех главных деятелей искусства нулевых.
Куратор выставки Ирина Горлова выбрала для названия понятие из виноделия — ремонтаж, которое также созвучно главному процессу в выставках — монтажу. По ее мысли, выставка «НИИ Архив. Ремонтаж», аналогично процессу перекачивания сусла из нижней части бродящей жидкости в верхнюю, поднимает материалы прошлого на поверхность, привлекает внимание к самому процессу архивации и работы с источниками арт-институции.
Специально для выставки новое произведения создал художник Кирилл Кто, один из авторов проекта СТЕНА в ЦСИ Винзавод и легендарный участник стрит-арта в России. Кирилл Кто принимал участие в первом фестивале «Винзавод. Граффити» в 2006 году, с которого неофициально ведется отсчет существования институции. В своем новом произведении Кирилл в фирменном стиле выставки описывает личный путь в искусстве и пишет собственную историю ЦСИ Винзавод.
«Это история очень интенсивного моего участия в становлении ЦСИ Винзавод. Мне предложили написать комментарий к тому, что экспонировали здесь за последние 18 лет, что почти невозможно. Я попытался рассказать, может быть, даже смягчив то настроение, которое существовало в начале проекта. Сложно было сбалансировать, не уделять чрезмерное внимание самым ярким, странным, смешным моментам, нужно было рассказать о всем и при этом сделать это плавно. Вот о чем моя стена», — добавил Кирилл Кто.
Художник Дмитрий Гутов воссоздал для выставки произведение с проекта художественного оптимизма «Верю!» кураторства Олега Кулика, с которого уже официально открылся ЦСИ Винзавод в 2007 году. Фотокопия «Стопы» венчает экспозицию выставки «НИИ Архив. Ремонтаж» и завершает маршрут исследователя, возвращая к хронологическому началу — самому первому проекту ЦСИ Винзавод — и в то же время к стене с историей от Кирилла Кто, то есть к стрит-арту.
«В этой работе в 2007 году для меня было важно передать ощущение наступившего времени, как я его тогда понимал. Мне кажется, что я чувствовал и переживал тогда, было полностью воплощено. Работа была вписана в мрачное подземелье [Большого винохранилища] с очень плохим светом, с отсутствием белых гладких стен. На открытии был туман и горели тусклые лампочки. Это создавало идеальное обрамление для картины. Сейчас, в современных условиях, она выглядит как странный осколок тех времен, отголосок прошлого», — прокомментировал Дмитрий Гутов.
В пространстве экспозиции построена «Комната отзывов» на «Московскую ретроспективу» Ильи и Эмилии Кабаковых, где воспроизведены отзывы посетителей инсталляции «Туалет» и «Жизнь мух», прошедших в ЦСИ Винзавод. Отзывы, написанные почерком Кабакова, как гул голосов его персонажей, заполняют комнату и призывают посетителя вчитаться, узнать или вспомнить, как воспринимали современное искусство в прошлом десятилетии.
В центральной ротонде — экраны с фотохроникой по направлениям: science-art, видео-арта, региональных и международных проектов, многолетнего фотопроекта Best of Russia («Лучшие фотографии России») и многие другие.
По замыслу архитектора выставки Константина Ларина, «это энергетический центр всей экспозиции. Не просто телевизоры с фото, а специальное пространство лаборатории, информационный блок для бесконечного, вневременного исследования. Витрины, ротонда, библиотека — это все как день открытых дверей в лаборатории, где можно безопасно изучать, смотреть, чем занимаются эти самые архивисты».
В разделе выставки «Коллекция» представлены первые произведения художников, чей профессиональный путь во многом начинался именно в стенах ЦСИ Винзавод: Богдан Абложный, Евгений Антуфьев, Татьяна Ахметгалиева, Лиза Бобкова, Сергей Бояринцев, Саша Браулов, Владислав Кручинский, Антон Кушаев, Алексей Лука, Сергей Луценко, Кирилл Макаров, Вячеслав Нестеров, Даня Пирогов, Александр Подгорный, Ульяна Подкорытова, Егор Федоричев, Елизавета Чухланцева, Устина Яковлева, Vivato Eka, Recycle Group.
Куратор выставки
Ирина Горлова, искусствовед, с 2024 года член экспертного совета Cosmoscow, экс-заведующая отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи, куратор проекта «Испытание реальности», проходившего в Цехе Белого и Цехе Красного в 2010 году, со-куратор выставки Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех» (2018-2019) — совместного проекта Третьяковской галереи, Тейт Модерн и Государственного Эрмитажа. С 1996 по 2016 годы работала в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ). Реализовала более 50 кураторских проектов, в том числе в сотрудничестве с партнерами из международных музеев и центров современного искусства.