Обратная сторона медали
- Режиссер/Постановщик
- Эльдар Трамов (Джанибеков)
О спектакле
Спектакль по пьесе Флориана Зеллера, лауреата премии «Оскар» и автора трилогии «Папа», «Мама» и «Сын». Постановка Эльдара Трамова.
Это игра моего воображения. «Обратная сторона медали» в Театре им. Евг. Вахтангова
Автор: Нелли Когут
Под финал 101-го сезона афиша в Театре им. Евг. Вахтангова пополнилась премьерой по ранней пьесе «Обратная сторона медали» («Наизнанку») французского драматурга Флориана Зеллера, обладателя «Оскара» за фильм «Отец» с Энтони Хопкинсом в главной роли. За спектакль взялся Эльдар Трамов, для которого это режиссерский дебют. Впрочем, черпать опыт было откуда — Трамов был ассистентом Римаса Туминаса на постановке «Войны и мира», главном событии сезона Вахтанговского театра и Москвы вообще.
Пьесы Флориана Зеллера стремительно завоевали столичную сцену в последние несколько лет: в конце 2019 года был поставлен антрепризный «Папа» режиссера Владимира Бельдияна с Сергеем Маковецким, затем появился спектакль Евгения Арье в «Современнике» по той же пьесе с Сергеем Гармашом и пришедшим ему на смену Сергеем Шакуровым. Подлинное же воплощение драматургия Зеллера нашла в эксцентрическом, балансирующем в трагедийной плоскости «Сыне» Юрия Бутусова в РАМТе. Можно сказать, что спектакль Эльдара Трамова продолжает это направление в исследовании глубоко экзистенциальных мотивов за фасадом хорошо сделанной бульварной пьесы. Еще одна связующая нить с постановкой Бутусова — художник Максим Обрезков, который на вахтанговской сцене создал нуарное, подсвечиваемое то красным, то синим минималистичное пространство.
Одна из фирменных «штучек» Зеллера — всю метафизику он упаковывает в достаточно простой бытовой сюжет. Когда Даниэль (Евгений Князев) объявляет своей жене Изабель (Яна Соболевская), что он пригласил на ужин давнего друга Патрика (Игорь Карташев), да только вот с его новой и очень молодой женой, это становится переломным моментом в его собственных семейных отношениях. На ужин Патрика действительно сопровождает юная и очаровательная Эмма (Ася Домская), которая сразу вызывает особое благорасположение мужа и ожидаемую настороженность жены.
Всегда ли люди говорят то, что имеют в виду? Это то, что режиссер Эльдар Трамов в своей постановке подвергает сомнению, делая лицемерие одной из центральных тем — но не только. За счет каких ресурсов сохраняется прочность пары в браке, тонкости взаимоотношений между мужчиной и женщиной — вот то, над чем предлагает поразмышлять спектакль.
Очевидно абсурдистское начало в тексте Зеллера: в алогичности диалогов, нелинейности повествования, неспособности героев к полноценному разговору. В этом проглядывают его предшественники от Жана Жене и Самюэля Беккета, но также и представители французской волны «интеллектуальной драмы» ХХ века: Жироду, Ануй и Сартр с их исследованием одиночества и размышлениями, направленными вглубь личности.
Стоит отметить, что сильная драматургическая основа не затмевает собой режиссерское решение. Смыслы держит сама форма спектакля, где на сцене разворачивается картина внутреннего разорванного мира героев. Несостоявшиеся разговоры, сцены соблазнения (в какой-то момент Даниэлю кажется, что Эмма флиртует с ним), различные сценарии развития ужина, которые на самом деле происходили лишь в воображении героев — сюжет Зеллера во многом и о том, насколько можно или нельзя верить объективной реальности. Так, и в спектакле границы между потаенным и явным очень специфичны и размыты.
Герои произносят свои мысли в присутствии остальных, но таким образом, как будто их никто не слышит. Это становится причиной многих комичных ситуаций, но на самом деле многозначительных несоответствий между словами и мыслями.
Даниэль — персонаж, написанный для французского актера Даниеля Отоя, того самого метателя ножей на грани из фильма «Девушка на мосту» Патриса Леконта и ностальгирующего по прошлому художника из «Прекрасной эпохи» Николя Бедоса. В российской постановке пьесы главная роль отдана Евгению Князеву, и, конечно, попадание произошло на все сто процентов. Здесь нужен актер тонкий, который, являясь таковым и в жизни, способен воплотить образ интеллектуала, человека, близкого к миру богемы и творчества. Даниэль — редактор в издательстве, некогда романист, который очень точно чувствует парадоксы взаимоотношений между людьми. Персонаж Евгения Князева — это судьба человека, живущего с верой в то, что прошлое всегда кажется нам лучше настоящего. Однако, как оказывается, попытки изменить последнее лишь убеждают в том, что в былом и хранятся все ответы на вопросы о настоящем.
Игорь Карташов рисует своего Патрика, нашедшего в поре своей зрелости долгожданное мужское счастье в лице юной красотки, эдаким гедонистом, берущим от жизни все, с модной экстравагантной прической, серьгой в ухе и модном костюме в стиле Элвиса Пресли. По сути, драму жизни — расставание с женой, с которой прожил много лет — он превращает в игру. Перемены в жизни становятся не крушением мира вокруг, ведь даже старые друзья от него отвернулись, а интригующим, недосказанным, а потому захватывающим из-за дальнейшей непредсказуемости приключением.
Прекрасная Ася Домская приводит свою героиню Эмму к какому-то гипнотическому осознанию власти юности и красоты не только над мужчинами, но над реальностью вообще. Ее витальность настолько всеохватна, что она буквально кожей чувствует преображения, качественные изменения, происходящие с людьми вокруг от соприкосновения с ее личностью. В присутствии Эммы меняются абсолютно все: и влюбляющийся в нее Даниэль, и начинающая по-новому смотреть на свой брак Изабель.
Хозяйка дома Изабель (Яна Соболевская) — изысканная, элегантная, явно знающая вкус во всем: в одежде, сервировке стола, вине и собеседниках. Она тоже берет на себя право власти, ведь сама была такой же прелестницей Эммой, а сейчас ворошит этот клубок маленьких трагедий в лице мужа, переживающего кризис среднего возраста; мужа близкой подруги, предавшей ее; взбалмошной девчонки, вносящей смуту — и в итоге сводит все воедино и восстанавливает разрушенный порядок вещей. Финальная сцена примирения супругов, разыгранная Соболевской и Князевым, идет в русле «возвращения блудного сына», затрагивая волнующие темы духовного перерождения, поиска своего «Я», прощения и возвращения в родной дом.
Объединяет разговоры персонажей и их тайные мысли персонаж Светланы Йозефий (в программке значится просто «Она»). «Она» — интересный режиссерский ход Эльдара Трамова, сильнее подчеркивающий, что в пьесах Зеллера важнее то, что не сказано, чем то, что произносится вслух. Публика играет роль поверенного, посвященного в тайные мысли персонажей, произнесенных aparte, или в сторону. То, что было скрыто, становится главным объектом для внимания — и в то же время тем, что двигает действие.
Каждый актер виртуозно работает с напряжением, которое возникает в ситуации двусмысленности — и это позволяет пробиться к жестокой, но комичной и удивительно узнаваемой правде.
Зеллер с хирургической точностью исследует души людей, столкнувшихся с ощущением катастрофической мимолетности времени, тех, кто пытается бороться с болотом затягивающей их рутины. Жаль, но часто с помощью самого неэффективного и подлого инструмента — лицемерия, обманывая друг друга и самих себя.