О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
«Огонь»: Горят и будут гореть
Желторотый мажор Роман (Иван Янковский) не понравился Соколову (Константин Хабенский) с первого взгляда. Мало того, что этот юнец внаглую подкатывал к его дочери — так он еще устроил свидание в воздухе, что могло закончиться для девочки совсем плохо. Однако выбора у Соколова не было.
Бригаду пожарных-десантников, которой он руководил, «Авиалесоохрана» могла не сегодня-завтра расформировать: в группе не хватало одного члена команды. Роман же, хоть и был стажером, имел формальное право вылетать на пожар. Поэтому Алексей Соколов взял желторотика в свою группу: пусть парень увидит горящий лес, нюхнет пороху, да и сбежит обратно в свою Москву. Но на деле все вышло чуть-чуть по-другому. Во-первых, мажор оказался не таким уж и бесхребетным. А во-вторых, Соколову скоро стало не до него: в лесу начался верховой пожар, потушить который практически невозможно. Но хуже всего то, что ветер гнал огонь на деревню, жители которой гуляли на свадьбе и ни о чем не догадывались…
«Огонь» Алексея Нужного «разгорается» в наших кинотеатрах далеко не так активно, как хотелось бы продюсерам кинокомпании «ТриТэ»: за первый уик-энд проката фильм собрал сумму, которая не превышает четырнадцати процентов его бюджета. А это значит, что от финансового провала проект не спасут даже новогодние каникулы: сказывается нежелание людей идти в кино, лимит по заполняемости в 25% зала и т.д. Впрочем, «Огонь» — далеко не первый потенциальный зрительский хит, сгоревший в топке пандемии. Интересно другое. При крайне низкой посещаемости сарафан у «Огня» просто отменный: почти каждый зрительский отзыв о фильме — это отзыв со знаком «плюс». При этом большинство кинокритиков и журналистов дружно морщат носы и винят «Огонь» во всех грехах оптом. В чем же дело?
«Огню» катастрофически не хватает оригинальности. С первого и до последнего кадра он скроен по стандартам и формулам, на которые ориентируются экшн-фильмы такого рода. Из-за этого герои превращаются в архетипические образы с минимальным набором индивидуальных черт, а все без исключения сюжетные линии предсказуемы до изжоги. К примеру, о чем думает зритель, когда видит в кадре молодого мажора, которому суровый пожарник не позволяет встречаться со своей дочерью? Да о том, что мажор перевоспитается, совершит какой-нибудь подвиг и сердитый папенька сменит гнев на милость. Это даже не спойлер — это самый стандартный из всех сюжетных ходов, которые только возможны. «Огонь» такими ходами не брезгует: он с упоением их коллекционирует.
При этом обычная житейская логика нарушается на каждом шагу. Как мог опытный инструктор взять на «боевой» вылет желторотого новобранца, который даже с парашютом не прыгал? Почему женщина (Ирина Горбачева), которая должна была родить еще вчера, не едет в город, а сидит в глухомани, в шаговой доступности от горящего леса? Нет, понятно, что роды на фоне огня — это эффектно (и, естественно, предсказуемо). Но попробуйте найти женщину, мечтающую о подобных «эффектах»!
Как ни странно, даже при наличии таких серьезных проблем фильм все-таки работает — во всяком случае, в рамках своего жанра и для той аудитории, на которую он рассчитан. Во-первых, сказывается почти полное отсутствие пафосных и псевдогероических интонаций, которые невольно ждешь, учитывая тему фильма и общий вектор развития отечественного кинопрома. Алексей Нужный, снимавший до этого только комедии («Я худею», «Толя-робот», «Ольга», «Громкая связь»), на новой территории чувствует себя, как рыба в воде, и не боится сочетать героику и иронию.
Во-вторых, проблема чересчур упрощенно написанных персонажей немного смягчается актерской органикой и грамотным (хотя тоже предсказуемым) кастингом. Да, играть артистам практически нечего — сценарий дает их героям всего по паре отличительных черт — но этим скудным материалом они распоряжаются по максимуму.
В-третьих, «Огонь» — это прежде всего масштабный экшн-аттракцион, где на первом плане не авторское высказывание, а зрелище. И, с учетом общего состояния индустрии, ругать фильм не очень-то и хочется. Амбициозность проекта волей-неволей вызывает уважение: под съемку фильма был выделен огромный павильон, «застроенный» деревьями, которые горели по-настоящему; актеры часто снимались без дублеров в непосредственной близости от огня, поэтому работу в таких условиях приходилось продумывать до мелочей… В нашем кинопроме, где все делается, в основном, по двум принципам: «как проще» и «как получилось», такой серьезный подход к делу — все-таки исключение. Поэтому нет ничего странного в том, что аудитория фильм приняла: масштабных, динамичных аттракционов без намеков на диванный ура-патриотизм отечественному прокату сильно не хватает. И на фоне этого вялотекущего пожарища, где из отдельных искр никак не может разгореться приличное пламя, «Огонь» смотрится не так уж и плохо.