Выставка номинантов премии Анатолия Зверева | Арт | Time Out

Выставка номинантов премии Анатолия Зверева

Выбор Time Out
Выставка номинантов премии Анатолия Зверева

О выставке

В ЦСИ «Винзавод» пройдет выставка экспертов и членов жюри Премии Анатолия Зверева (Zverev Art Prize).

В этом году Музей AZ (Музей Анатолия Зверева) отмечает юбилей своего героя — в ноябре художнику Звереву исполняется 90 лет. К этой дате приурочен масштабный арт-марафон, который начнется ранней осенью и продлится до конца года. Первыми в ряду громких событий станут два выставочных проекта, связанные с остро современным и наиболее актуальным искусством.

По общему мнению генерального директора Музея AZ Наталии Опалевой и арт директора и куратора музея Полины Лобачевской, юбилей признанного гения ХХ века, открывшего новую страницу русского искусства — это повод задуматься о будущем. Отчего бы не увидеть, какое искусство открывает (или закрывает) нашу эпоху, т.е. первую четверть ХХI века? Именно поэтому Музей AZ сделал ставку на современных художников, чей творческий потенциал и широта взглядов сопоставимы со зверевской энергетикой и артистизмом.

В начале 2021 года (если быть точным, 23 февраля) Музей AZ объявил конкурс арт-проектов на соискание Премии Анатолия Зверева (Zverev Art Prize). Условия подачи и рассмотрения заявок были предельно демократичны. Темой и девизом конкурса стал знаменитый афоризм «мирискусников», переформулированный А. Зверевым в его автобиографии: Жизнь скована, искусство свободно. От соискателей ожидались проекты, в которых бы отразились творческая свобода, креативность, преодоление рамок стереотипов и банальностей. Все эти качества оценивал Экспертный совет, в который вошли ведущие галеристы, критики и преподаватели различных арт институций.

На конкурс были поданы более 2 тысяч заявок из 169 городов России и 32 стран мира. Каждый из 7 экспертов имел возможность детально изучить любую из заявок и тайно проголосовать «за» или «против»: в шорт-лист автоматически попадали те претенденты, кто набирал наибольшее число голосов. В результате голосования был сформирован список из 50 художников, чьи произведения теперь будут представлены на итоговой выставке. Немаловажным условием конкурса была новизна и оригинальность заявленных работ.

Художники не ограничивались тематическими или видовыми рамками. Неудивительно, что в финал прошли 50 совершенно разных проектов: от живописных серий и экспериментальных видео до масштабных инсталляций и монументальных объектов. Перед кураторами выставки Премии Анатолия Зверева Антонио Джеуза и Сергеем Соловьевым стояла задача не только собрать в одном пространстве все конкурсные работы (многие из них создавались непосредственно перед вернисажем), но и попытаться увидеть между ними внутренние связи для создания целостной экспозиции. Пространственное и дизайнерское решение взяла на себя команда во главе с архитектором Петром Толпиным.

Эта выставка мыслилась не просто парадом выдающихся художников; она призвана показать характерный срез современного искусства, наиболее актуальные тренды и явления сегодняшней российской арт-сцены.

Одновременно с объявлением конкурса был сформирован состав Жюри, которому предстоит выбрать троих победителей Zverev Art Prize (объявление лауреатов – 3 ноября). Ни для кого не секрет, что престиж и уровень любой премии напрямую связан с компетентностью судей. Именно поэтому у Наталии Опалевой и Полины Лобачевской (также членов жюри) возникла идея второй части выставочного проекта: показа достижений судейской коллегии, объединенных ироничным заголовком «А судьи кто?».

На трех этажах Музея AZ развернулась экспозиция, объединяющая работы признанных звезд российской арт-сцены. Куратор выставочного проекта Полина Лобачевская парадоксально зарифмовала абстракции Владимира Наседкина и космические фигуры Гриши Брускина, ранние метафизические композиции Франциско Инфанте и виртуальные структуры Платона Инфанте, футуристические образы Сергея Шутова и видеоинсталляцию Аристарха Чернышева. С отдельными «номерами» в этом авангардном, космологическом действе выступают Сергей Братков (с новой видеоработой) и Ираида Юсупова (фрагменты видеооперы).

Архитектурное и дизайнерское решение экспозиции – Геннадий Синев. Отвечая на вопрос, что объединяет столь разных по темпераменту и художественным стратегиям мастеров, Полина Лобачевская пишет: «У каждого из них точно есть одна черта, она же – точка пересечения с легендарным авангардистом (Зверевым). Черта эта – личная и творческая независимость. И каждый из них создал свой уникальный художественный мир и существует в своей тщательно выстроенной системе координат. И мир каждого столь интересен, убедителен, а в некоторых случаях, и пленителен, что привлекает и завораживает и знатоков искусства, и неискушенных зрителей».

Итак, на двух площадках развернутся две части арт-проекта, связанные между собой посвящением Анатолию Звереву и, в то же время, устремленные в будущее. Возможно, именно сегодня мы переживаем очередной виток исторической спирали: когда-то искусство Зверева вдохновляло современников, давало им струю свежего воздуха и выводило за серые, скованные будни, так и сегодня с именем Анатолия Зверева может быть связан поиск новых жизненных и художественных ориентиров. Это ли не лучший оммаж одному из самых ярких героев «второго авангарда»?

Билеты можно приобрести на официальном сайте.

Билетов не найдено!

Закрыть