- Страна
- США
- Режиссер/Постановщик
- Стивен Содерберг
- Длительность
- 112 мин.
- Премьера в мире
- 10 декабря 2020 г.
О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
«Пусть говорят»: Рукописи не горят
Всемирно известную писательницу Элис Хьюз (Мэрил Стрип) приглашают в Великобританию, чтобы вручить ей очередную награду. Лечащий врач не рекомендует Элис летать, поэтому она отправляется из Америки в Европу на большом теплоходе «Королева Мария». Компанию в этом путешествии ей составят: две старинные подруги, Роберта (Кэндис Берген) и Сьюзан (Дайэнн Уист), племянник Тайлер (Лукас Хеджес) и литературный агент Карен (Джемма Чан). У каждого из них — свои мотивы пребывания в обществе Хьюз.
Элис в некотором роде «артист одного хита». У Юрия Лозы «Плот», у Чака Паланика «Бойцовский клуб», а у героини Мэрил Стрип — самая важная книга в ее карьере «Всегда ты / Никогда ты» (You Always / You Never). За нее писательница получила Пулитцеровскую премию, после чего стала известна во всем мире. Со времени издания этого хита прошло много времени. Карен, новый литературный агент Хьюз, надеется, что ее подопечная отказалась от самолета именно потому, что за время пересечения Атлантического океана планирует, наконец, закончить продолжение знаменитого романа. По ее данным, Элис уже давно им занимается — вот только наотрез отказывается показывать наработки кому бы то ни было.
Будущее литературное творение обретает невиданный масштаб как для персонажей на экране, так и для зрителя. Кажется, что героиня Мэрил Стрип работает над своим magnum opus. За этим ненавязчивым, но планомерным нагнетанием режиссер скрывает истинные мотивы фильма. Гонка за новым творением писательницы, содержание которого известно лишь его создательнице, постепенно отходит на второй план. В отличие от предыдущей работы Содерберга «Прачечная», где действие развивается практически безостановочно, в «Пусть говорят» кинематографист позволяет себе паузы, в которых и он, и его герои «выдыхают».
Фундаментом новой работы становятся разговоры. Именно в диалогах раскрывается и актерская харизма Мэрил Стрип, и талант молодого Лукаса Хеджеса — пусть его в кадре и не так много. Жанровые перепады варьируются от взбалмошной комедии до душераздирающей драмы и обратно. Невероятно, но ближе всего по настроению к этому фильму — прошлогодняя лента того же Содерберга, «Птица высокого полета». Стоит заменить баскетбол на литературу, владельца клуба на сотрудника агентства, а подруг на коллег по цеху — и выйдет та же самая история о том, как все ждут результата и плюют на видение творца. Формату открытого противостояния режиссер предпочитает многослойные философствования. Экспериментальный этап в карьере режиссера, начатый, кажется, со снятого на iPhone «Не в себе», все чаще предполагает уход от прямолинейных высказываний, которые можно было бы трактовать в единственно верном ключе.
«Пусть говорят» не дает конкретных ответов, задавая при этом каверзные вопросы. Содерберг будто нехотя приоткрывает «скелеты» в шкафу главной героини. Оказывается, что прототипами ее бестселлера стали те самые женщины, которых она пригласила в плавание. Одна из них, Роберта, открыто выскажет предположение, что единственная причина, по которой Элис их позвала — узнать, чем они занимались последние –цать лет. Название фильма не раз себя оправдает на протяжении двух часов. В процессе многочисленных разговорах трех «подруг» — об истинной дружбе, конечно, речи не идет — всплывут и взаимные обиды, и неприятные воспоминания. Персонаж Стрип будет ловко маневрировать между ними, лишний раз подтверждая талант владения словом.
Не менее увлекательно наблюдать и за изменяющимся отношением племянника Тайлера к своей тете и ее таланту. Накануне путешествия он с придыханием рассказывает друзьям: «Она написала “Всегда ты / Никогда ты”, по этой книге сняли фильм и мини-сериал. Вы что, не читали?». По ходу действия парень переключится с рабочего расписания родственницы на ухаживание за ее агентом Карен. Молодой герой проникнется симпатией к женщине, попадание на теплоход которой обусловлено лишь планом наживы на очередном бестселлере. Попытки ознакомиться с содержанием «священной» рукописи Элис Хьюз напоминают поиск кассеты «47» продюсером в фильме «Цой» Алексея Учителя. Карен не прибегает разве что только к грубой силе, тихо выжидая удобный момент. В итоге непоколебимый образ «святой» тети рухнет в глазах Тайлера как карточный домик.
Диалоги о личном под конец сменятся разговорами о более глобальном. От былых обид остались шрамы, которые дадут о себе знать — однако созерцание «настоящего звездного неба над океаном» во вселенной Содерберга все еще дорогого стоит. Пусть Илон Маск запустит хоть тысячу спутников в космос, все новое — фейк, истина остается в прошлом, а свободы можно добиться, лишь отрекшись от своего труда. К финалу «Пусть говорят» рассыпается на нескладные и разрозненные отрывки. Второстепенные линии в определенный момент даже затмевают основное повествование. Экспериментальное кино, построенное на импровизированных диалогах, не станет единым целым даже в руках опытного режиссера.