«Щелкунчик». Спектакль театра «Кремлёвский балет»
О спектакле
На сцене Кремлевского Дворца пройдут показы самого известного балета Мариуса Петипа «Щелкунчик», который представит «Кремлёвский балет».
Постановка народного артиста России Андрея Петрова отмечает свой юбилей – ровно тридцать лет, с 1993 года, спектакль идет в Кремле с неизменным аншлагом. За это время его посмотрели более полутора миллионов зрителей. Кружащиеся в вальсе снежинки, Фея Драже и Крестный Дроссельмейер вышли на главную сцену страны более 250 раз. Во многом именно благодаря кремлёвскому «Щелкунчику» несколько поколений москвичей познакомились с искусством классической хореографии.
казочной красоты декорации весом в тонну, полторы сотни фантазийных костюмов, танец Феи Драже под звучание диковинного инструмента челесты, «Вальс снежинок» и «Вальс цветов», и, конечно же, волнующее предвкушение чуда – вот классический рецепт любимого новогоднего блюда под названием «Щелкунчик». У кремлёвской версии знаменитого произведения – свои секретные ингредиенты. Например, Щелкунчиков в постановке два – партию деревянной куклы со зверской, но доброй ухмылкой, с невероятными «механическими» прыжками, и партию расколдованного красавца-принца танцуют разные артисты. Знаменитые кремлевские «мягкие декорации» создают многомерность, сказочное пространство под елкой и воздушные горизонты страны сладостей. Ни в одной другой постановке атмосфера детского праздника в доме Дроссельмейеров не передана так роскошно – у каждого ребенка свой характер, и у каждой игрушки своя пластика танца. А еще в создании постановки принимал участие легендарный иллюзионист Игорь Кио. Он придумал трюки с подарочными коробками, в которых Крестный Дроссельмейер приносит детям подарки. Войдя в такую волшебную коробку, герои исчезают бесследно и…. материализуются уже на другой стороне сцены. Или же вместо одного персонажа перед изумленными зрителями возникает совершенно другой.
– Для меня всегда лучшей была постановка Юрия Григоровича, – рассказывал художественный руководитель – главный балетмейстер театра «Кремлёвский балет» Андрей Петров, – и я сам в ней танцевал. Но вот в 1993 году наш импресарио попросил «Щелкунчика» для гастролей. И я поставил спектакль. Пригласил Игоря Эмильевича Кио, чтобы он помог найти оригинальное сценическое решение. И так случилось, что поездка отменилась, а спектакль вошел в репертуар театра. Только на этой сцене мы показали его больше 300 раз, гастроли я даже не считаю. У нас всегда были аншлаги. Я заходил в зал и не мог найти свободное место, надо было либо уходить, либо просить кого-то принести стул…
В 2023 году народный артист России и выдающийся мастер хореографического языка Андрей Петров ушел из жизни. А «Щелкунчик» – самая известная и самая исполняемая из всех его постановок, продолжает очаровывать зрителей. Это история не только о новогодних чудесах, но и о взрослении, победе над своими страхами, зарождении первой любви. Главную женскую партию в нем танцуют самые грациозные прима-балерины «Кремлевского балета»: Олеся Росланова, Дарья Бочкова, Александра Криса и заслуженная артистка РФ Екатерина Первушина. В главной мужской роли Принца/Дроссельмейера на сцену выходят премьер труппы, элегантный красавец Даниил Росланов, обладающий великолепной техникой танца и незаурядным артистизмом заслуженный артист РФ Максим Афанасьев и Алексей Казанцев, который запомнился публике и своим великолепным прыжком, и умением создавать выразительный, по-настоящему глубокий образ. После Рудольфа Нуриева партию Щелкунчика-принца может исполнять только по-настоящему «летучий» премьер – такую планку для этой роли великий артист задал еще в 1967 году. А характерную партию деревянного Щелкунчика, с его гротескной механической пластикой, одновременно комичной и глубоко печальной, блестяще танцует лауреат международных конкурсов Дмитрий Прусаков.
Традиции встречать Новый год «Щелкунчиком» уже больше века. За свою длинную историю этот балет получил сотни разных прочтений: символистских, минималистичных, «поющих», тех, где Дроссельмейер и его племянник – женщины, с хэппи-эндом и без (в известной постановке Михаила Шемякина Щелкунчика и Мари в конце съедают мыши). Кремлёвский «Щелкунчик» – яркий, зрелищный, волшебный и при этом необыкновенно деликатный в своем отношении к первоисточнику – идеальная постановка для того, чтобы начать свое знакомство с классическим танцем и навсегда влюбиться в него.
Спектакль идет в сопровождении Симфонического оркестра радио «Орфей». Художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный артист России Сергей Кондрашев.
Либретто М. Петипа, новая редакция Андрея Петрова, по сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана.
Хореограф – постановщик – народный артист Российской Федерации, лауреат премии Москвы Андрей Петров.
Художник – сценограф – заслуженный деятель искусств Российской Федерации Анатолий Нежный.
Художник по костюмам – Ольга Полянская.