Спектакль-лекция «Уроки жизни»
О спектакле
На сцене Пермского Дома актера, в рамках VII Фестиваль-конкурс моноспектаклей «МОНОfest», прошел показ спектакля «Уроки жизни» от Театральной Компани Александра Кудряшова в формате лекции.
«Уроки жизни»: Критика сетевого мифотворчества
Автор рецензии: Нелли Когут
На сцене Пермского Дома актера, где с 13 по 16 ноября прошел VII Фестиваль-конкурс моноспектаклей «МОНОfest», состоялся показ спектакля-лекции «Уроки жизни» от Театральной Компании Александра Кудряшова.
«Сегодня я специально прилетел из Москвы, чтобы научить вас жить», – вкрадчивым голосом произносит «коуч» Александр Кудряшов, интеллигентного вида молодой человек в очках и майке с Микки Маусом. Горловое пение-мантра в начале для нужного настроя и яркая презентация — перед нами собирательный образ гуру, тренера, наставника. На деле герой Александра — простой манимейкер, легион которых с разной степенью навязчивости предлагает купить какой-нибудь курс, поработать с вашим состояниям и дать бесценную информацию по повышению вашей эффективности.
Такая кросс-жанровая форма театральных представлений уходит корнями в творчество поэтов-экспериментаторов середины ХХ века. Одну из первых перформанс-лекций своего авторства в 1949 представил Джон Кейдж, один из ведущих американских композиторов послевоенного авангарда. Оттуда пошла игра с большим количеством вопросов-ответов, а также тенденция к сатирическому обличению разнообразных явлений. Сегодня у этой формы существует дальний родственник в виде стендап-комедии, и в «Уроках музыки» ее влияние прослеживается самым очевидным образом. Исполнитель так же выступает от своего собственного лица, а сценический образ создается скорее по эстрадному принципу — со знаком равенства между героем и исполнителем.
Александр Кудряшов на примерах из «пацанских» философских пабликов ВКонтакте разбирается с принципами сетевого мифотворчества. Вин Дизель, Дуэйн «Скала» Джонсон, волк — основные мыслители сообщества, Саша Белый — центральный философ, что-то вроде Канта. Под их фотографиям и словно бы от их имени освещаются главные темы: алкоголь, отношение к женщине, обиды и прощение, поиск смысла жизни. Громкие лозунги из постов сообщества, вроде «мы не знаем, что будет завтра, наше дело — быть счастливым сегодня», «действуй сам, кроме тебя это никому не нужно», накапливая критическую массу, все больше теряют смысл, начиная сами себе противоречить — таковы правила нехитрой интернет-диалектики. А также мастер-классов «суперуспешных» ораторов-вдохновителей, обещающих незамедлительное «счастье» в жизни.
Под каток иронии попадает и такой атрибут тренинга, как маскот – персонаж-талисман по имени Андрей, периодически возникающий на экране. Что-то вроде символа бейсбольной команды, он призван олицетворять собой образовавшееся комьюнити и вызывать эмоциональную связь. Проще говоря, Андрей — страдающий от похмелья потрепанный мужчина, сидящий в разгромленной комнате — помогает тренеру сократить путь к сердцам клиентов.
Процесс мифологизации может приводить к появлению совершенно новых образов и смыслов, а может аккумулировать в массовом сознании различные «погрешности», ошибки во взглядах на реальность и ложные представления о мире. В этом смысле «Уроки жизни» очень точно отражают настроения общества в информационном пространстве. Александр Кудряшов помещает этот расхлябанный пейзаж псевдоценностей в одну блестящую метафору. Что ценнее — принимаем решение по лайкам. Беременная девушка с ребенком — 3489 лайков, три беременные с тремя детьми — 3373, многодетная мать — 4305. Итоговый рейтинг «самого важного» выстраивается следующим образом: папа, Баста с дочкой, Безруков. Дальнейшее, как можно догадаться, на не то чтобы совсем соотносится с реальными ценностями. Стремление к мифологизации переворачивает все с ног на голову, формируя неадекватное восприятие реальности.
Формат спектакля-лекции в современной театральной практике уже не нов. В сравнении с привычным способом общения со зрителем, где последний выступает в роли «невидимого» наблюдателя, лекция в структуре спектакля обеспечивает принципиально иной тип коммуникации. Главное отличие заключается в том, что хотя сообщение и передается по нисходящей от актера к зрителю, существуют способы эту односторонность нарушить. Например, в третьем акте спектакля под названием «Оракул» (всего их четыре, и начало каждого обозначается отдельными слайдами на экране) любой из зала может задать интересующий его вопрос. Ответом окажется случайном выбранный из сохраненных заранее мемов. Нетрудно догадаться, что и вопросы — «когда у Ильи будет больше, чем ничего», «в чем черпать силы во время пандемии», «как найти свое предназначение», и ответы — «никакие километры не страшны, если знаешь, что в конце пути тебя по-прежнему ждут», «никогда не унижайтесь, просто уходите, даже если больно» — сложились в лучших популистских традициях. Сложным проблемам — простые решения.
Критике подвергаются не столько социальные сети и программы личностного роста, сколько феномен псевдофилософии вообще. В один момент нам прямо намекают на возможные последствия жизни по таким принципам. Двоюродный брат ведущего, в профиле которого обнаруживается множество таких высказываний, принял их как руководство к действию: теперь он находится в местах не столь отдаленных, да и вообще был отчислен даже из ПТУ.
В спектакле предлагается и выход из этого потока образов масскульта, все больше затягивающих в воронку упрощающей универсализации. Изображения на экране вместе с их героями разлагаются на пиксели, уходя в пространство цифрового небытия. Интересно наблюдать, как подобные «уроки жизни» начинают функционировать и находят выход в самых различных проявлениях. В основе самой возможности их существования лежит банальная глупость — а от нее, как отметил Кант, лекарства нет.