Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко
О выставке
ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко». Ни один другой город мира не овеян таким количеством легенд, как Рим. В нем памятники разных эпох составляют единое целое.
Кураторы предлагают проследить один из наиболее интересных процессов развития градостроительной мысли, зафиксированных человечеством. Проект призван осветить не только последовательное становление современного облика Рима, историю изменения его пространства и архитектуры в период с конца XV до середины XVIII века, но и сущностную для Рима идею Вечного города как самого большого целостного произведения искусства. В экспозиции будет представлено более 150 произведений из коллекции Максима Атаянца, собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина, Нижегородского государственного художественного музея и Дальневосточного художественного музея.
Исследуемый на выставке архитектурный феномен Рима возник в XVI–XVII веках, когда римские папы стали ощущать себя преемниками цезарей и загорелись идеей возрождения древнего города.
В Средние века Рим лежал в руинах, некогда гигантский мегаполис сжался до нескольких районов. Начиная с эпохи Возрождения сквозь опустевший город начали прокладывать длинные прямые улицы, соединявшие главные святыни города и предназначенные для торжественных шествий и потоков паломников. Ориентирами путникам становились древние обелиски, что по повелению понтификов ставились перед фасадами церквей — древнее соединялось с современным.
Аналогичным образом триумфальные колонны древнеримских императоров увенчивались статуями христианских святых, а фигура архангела Михаила была водружена на бывший мавзолей императора Адриана, ставший папской цитаделью и получивший название замка Святого Ангела.
Масштабные стройки — от ансамбля Капитолийской площади, спроектированного Микеланджело, до грандиозной базилики Святого Петра, над возведением которой на протяжении 120 лет трудилось несколько поколений архитекторов, — стремились возродить славу древнего города. В XVII веке великолепные барочные ансамбли Бернини и Борромини окончательно реализовали мечту о возрождении Вечного города.
Центральное место в повествовании о трансформации города занимает фигура итальянского архитектора и инженера Доменико Фонтана, выступившего и как урбанист, преобразовавший городское пространство. Покровителем Фонтаны был римский папа Сикст V (Феличе Перетти), имя которого получили спроектированные архитектором монументальный фонтан Аква Феличеи дорога Страда Феличе.
Одним из программных архитектурных начинаний Сикста V была установка на площадях Рима древних обелисков, когда-то привезенных римскими императорами из Египта в качестве трофеев. Установленные в ключевых точках города, они завершали собой длинные и прямые улицы, ясной геометрической сеткой соединившие все паломнические места, и стали олицетворять власть церкви над всем гигантским пространством Рима — как нового, барóчного, так и древнего.