Ушастые истории
О спектакле
«Ушастые истории» возвращаются: новогодний балет для детей с философским сюжетом вновь покажут в театре Эйфмана. Постановка петербургского хореографа Святослава Мельникова – единственное профессиональное балетное шоу, в котором выступают дети.
В преддверии новогодних праздников на сцену Театра Академии танца Бориса Эйфмана вновь вернутся «Ушастые истории». Показы уже полюбившегося маленьким и взрослым зрителям новогоднего балетного шоу с глубоким сюжетом и сказочной сценографией состоятся с 21 декабря по 7 января. По итогам 2023 года «Ушастые истории» стали одним из самых популярных детских новогодних представлений в Петербурге. Это единственный профессиональный современный балет, в котором танцуют дети. В спектакле задействованы более 70 танцовщиков, большинство из них – юные танцоры от 11 лет и старше, ученики петербургской танцевальной школы. Герои спектакля – Ушастые, тени, пауки, танцующие морковки и свет вечных истин.
Создатель «Ушастиков» — хореограф Святослав Мельников — известен и своими «взрослыми» постановками, в том числе сложными балетными экспериментами, исследующими природу танца, звука и их взаимодействия. Для широкого зрителя Святослав Мельников ставил мюзиклы «Распутин» («Лолита 1916»), «Марко Поло» и другие. В 2023 году он стал единственным петербуржцем, который выиграл творческую лабораторию фестиваля Дианы Вишневой Context с экспериментальным балетом «Черный шум». Сейчас хореограф готовит к премьере сложную эстетскую постановку «Точка луны» с многослойными смыслами и концептуальными костюмами. «Ушастые истории» тоже выросли из эксперимента с детским составом, который неожиданно превратился в востребованный зрительский проект. Но команда не останавливается и продолжает развивать постановку.
– Спектакль все время меняется, мы все время что-то придумываем, дорабатываем, совершенствуем. Сейчас переделываем некоторые костюмы, совершенствуем сценографию. Так что в этом году спектакль будет немного другой, нежели в прошлом, и те, кто уже видел «Ушастые истории», заметят кое-что новое, – рассказывает Святослав Мельников, – Вообще, к созданию «Ушастых» мы шли несколько лет, и на этом пути было много проектов различного формата, был снят даже танцевальный фильм. Было бы неправдой сказать, что мы вообще не ожидали зрительского успеха и не рассчитывали на него. Конечно, любая постановка делается для публики, без нее она невозможна, это коммуникация со зрителем. Для нас самое главное в этой коммуникации – смысл. Это спектакль со смыслом.
Сюжет «Ушастых историй» по его философской составляющей сравнивают и с «Синей птицей» Метерлинка, и с «Хоббитом» Толкиена. Герои сказки – Ушастые. Это не кролики и не зайцы, а абстрактные человекоподобные существа, мир которых идеален. Но и здесь есть одиночество и тяжелые болезни, которые даже могут полностью погасить Свет. Главный герой Боб, страдающий от одиночества ушастый мальчик, случайно получает письмо, в котором родственники просят спасти тяжело больную ушастую девочку и зажечь для нее Рождественский фонарь. И герой отправляется на помощь. В пути его ждут разные препятствия — от иллюзий и соблазнов в виде аппетитных танцующих морковок до страшных пауков и злых сил под предводительством антагониста — мистера Дыма. И лишь тогда, когда он готов сам погаснуть ради других, свет побеждает тьму.
– Идея сделать проект со смыслом о семье, любви и рождественском чуде требовала особого языка. Так мы обратились к нескольким видам искусства, которые не просто сливаются воедино, но и создают что-то особенное, – говорит хореограф-постановщик, – Наш спектакль построен на шедеврах классической, неоклассической и электронной музыки, произведениях современных художников, представленных 3D-декорациями и образами персонажей, современной энергичной хореографии.
В спектакле используются сотни предметов реквизита, каждый из которых изготовлен художниками вручную, видеомэппинг, причудливая игра со светом, проекции на дым, многослойные декорации. При входе в зал всем зрителям — и маленьким, и большим — выдают бумажные ушки, так что они тоже становятся частью ушастой новогодней истории.