Утечка
О спектакле
Спектакль Александра Вартанова по пьесе Юлии Савиковской о недалеком будущем, в котором человечество распадалось на небольшие сообщества после экологической катастрофы.
Это всего лишь конец света. «Утечка» в Центре им. Мейерхольда
Автор: Нелли Когут
Современное мироустройство уже всем кажется кривым — говорят, что оно плохо скроено и таит в себе потенцию к саморазрушению. Перекосы глобализации, перепроизводство, распад дипломатии — из всех вызовов, стоящих сегодня перед человечеством, угроза экологической катастрофы кажется одной из самых опасных. Удивительно, но эта тема в нашей стране, где средняя температура растет быстрее общемировой, несильно востребована театром в сравнении с Европой. В программе того же фестиваля NET, который и представил премьеру «Утечки», в этом году оказались еще два спектакля на экологическую тематику — от театральной компании Neon Realism из Литвы (Sun & Sea) и французско-германской коллаборации под руководством художника-экспериментатора Филиппа Кена (Farm Fatale).
Также нужно сказать, что спектакль «Утечка» был поставлен и даже пьеса написана раньше, чем мир пал жертвой коронакризиса, в 2017 году. Так что, как говорится, все персонажи и события вымышлены, любые совпадения случайны. И хотя белые защитные комбинезоны на актерах напоминают о временах эпидемии, Юлия Савиковская в своей пьесе рассказала о том, как человечество (не) справляется в своей борьбе за привычные условия жизни на Земле задолго до того.
В будущем после некой опасной утечки жизнь на Земле окончательно лишается своей гармонии и баланса. Еда из тюбиков, люди без некоторых из частей тела, вечерний песочный дождь, дома под водой — в 12 диалогах-зарисовках из жизни людей в постапокалиптическом мире зрителю дают 12 вариантов того, как будет выглядеть наша планета и, главное, взаимоотношения людей, если наступит конец света. Исчезают деньги, магазины, работа, на которую надо ходить, в целом вся человеческая культура. От диалога к диалогу зритель наблюдает, как после крушения привычного людям мира в их сознании и мышлении постепенно происходит откат — «реэволюция» человека.
Пьеса петербургского автора Юлии Савиковской впервые в виде читки была представлена в основной программе крупнейшего российского драматургического конкурса «Любимовка» в 2020 году. Тогда же она получила главную награду Brewhouse Stage Prize от Mosbrew Brewhouse и грант на постановку в одном из московских театров. Готовый спектакль на сцене Центра им. Мейерхольда, выросший из фестивального смотра, осуществил Александр Вартанов с той же командой артистов, которые работали над читкой.
Впрочем, текст, расположенный на театральной площадке, звучит уже иначе: Александр Вартанов не выводит на первый план ощущение катастрофы, тревожности и напряжения, которые безусловно есть в пьесе. Мы видим ряд окон-иллюминаторов, на которые проецируются крупные планы обитателей планеты будущего. Они очень напоминают современных людей, но все же что-то главное, основополагающее, в человеческой сущности изменилось. Они рассказывают о повседневности, иногда озаряемые вспышками-флешбэками: об утраченном прошлом с семьями с детьми, походами в Икеа или, например, книгами, которые теперь определяются как желтые листочки, склеенные с другими. Это вызывает эффект остранения нашей реальности — обыденные для нас вещи помещаются в непривычный и даже фантастический контекст. С другой стороны, это же делает пьесу невероятно смешной.
Визуализацию этих фантастических миров осуществил российский художник-концептуалист Alex Avgud, который создал для спектакля видео- и фотопроекции, а также световой дизайн. При этом концептуальность сопутствующего видеоарта не превращает, как это часто бывает в такого типа театре, актеров в перформеров. Каждый из артистов — Анна Котова-Дерябина, Наталья Сапецкая, Марина Ганах, Илья Барабанов и Людмила Корниенко — создал полноценный характер со своими яркими чертами. Будь то мужчина, посвящающий все свободное время ванной, или девушка, радующаяся, что после катастрофы больше никто не мучает вопросами о замужестве.
Компьютерная графика дает тексту дополнительную оптику, делает его еще более объемным. Например, за счет отсылок к нашей российской реальности и современности в принципе: на картах Google Maps мы парим над территорией России, гектарами незаселенной территории, зелеными лесами, пока постепенно не приближаемся к коричневому пятну выжженной голой земли вокруг нефтяного месторождения.
Или же во время разговора о работе возникают стоковые фото, которые можно найти по тэгам вроде «собеседование», «офис» и «профессия». Есть среди них даже ставшая мемом фотография «Гарольда, скрывающего боль», с очень грустной улыбкой. Стоковая фотография — максимально универсальное изображение, подходящее для чего угодно — и также максимально обезличенное. Выражая какую-либо ситуацию из реальной жизни, она имеет к ней мало отношения. Они недостаточно живые или эмоциональные и также, как и обрисованный в спектакле мир будущего, лишены чего-то привычного нам, человеческого.
В постановке появляется и элемент документальности: прямо во время выхода спектакля проходила двухнедельная конференция ООН по климату в Глазго. Хотя, как заявили создатели, видеонарезка будет меняться в зависимости от новостной повестки, чтобы не терялась актуальность, песенка в исполнении самой известной экоактивистки — шведки Греты Тунберг, обращающейся к политикам, — пришлась очень кстати: «Вы можете засунуть свой климатический кризис себе [нецензур.]»