Женщина и невропатолог
О спектакле
Спектакль «Женщина и невропатолог» — это опыт для 20 зрителей, которые пройдутся по коридорам Центра им. Мейерхольда и своему подсознанию. Они попробуют разобраться, существует ли реальность или все вокруг — всего лишь картинка.
Жизнь есть сон. «Женщина и невропатолог» в Центре им. Мейерхольда
Автор: Нелли Когут
«Женщина и невропатолог» поставлен резидентами Центра им. Мейерхольда — прогрессивной командой театра «Эскизы в пространстве». Режиссером выступил Дмитрий Мышкин, создавший «Русский рок» и «Совместные переживания». И первое, что выделяет его среди остальных — он происходит в неочевидном для театрального спектакля месте, в стеклянном «стакане» за закрытыми в лифтовом холле. Второе — это спектакль-галлюцинация, сон измученного переработками врача, коллективный сеанс гипноза, то есть редкий представитель сюрреализма на сцене.
«Эскизы в пространстве» превращают в место для театрального опыта самые неожиданные локации: будь то феерия на воде, устроенная ко дню рождения Пушкина в парке «Кудыкина гора» в Липецкой области, театральный трип «По грибы» в глуши леса в Фомихе или, например, прогулка по ночному Суздалю «ПроПраСуздаль». В «Женщине и невропатологе» режиссер Дмитрий Мышкин и драматург Ирина Михейшина исследуют параллельное существование двух реальностей — объективной внешней, в которой мы взаимодействуем с другими людьми и вообще с окружающей действительностью, и внутренней, своего рода вместилища скрытых переживаний и фантазмов. Грань между двумя этими мирами чрезвычайно размыта.
Поздно вечером мы оказываемся в кабинете у невропатолога (Дмитрий Максименков), ведущего свой бесконечный прием нескончаемого потока пациентов. В углу у него стоят кофе-машина, электрическая конфорка и серый диван. В руках — чашечка кофе. Правда, в ней не необходимая доза кофеина, а неведомая субстанция, отправляющая его в путешествие по подсознанию. Ее принесла миловидная девушка (Магдалена Барбара Тарасова) — она появляется в самом начале в роли ассистентки, а потом и во множестве других ипостасей, от пациентки до истерично выясняющей отношения профурсетки в черном мини и на каблуках.
Итак, доктор без сознания падает на пол, а сразу после его «пробуждения» начинает идти караван пациентов — посетитель с талоном № 1, № 2, № 3, которых объявляет властный женский голос откуда-то сверху. И неясно, происходит это на самом деле или это лишь сон.
Использование помещения перед лифтом относится в основном к категории игры в альтернативном пространстве, то есть создания сложной многосоставной среды, где каждый элемент играет поддерживающую роль. Нельзя сказать, что это site-specific в его чистом проявлении, так как пространство не определяет существование и развитие спектакля. Герои исчезают и появляются из лифта, закрытые стеклянные двери, отделяющие зрителей от артистов, выступают как поверхность для написания текста и просмотра рентгеновских снимков, однако легко представить, что действие разыгрывается в другом месте. Основной движущий механизм здесь — драматургия Иры Михейшиной. Ее работа с текстом — самое интересное, что есть в спектакле.
Разделительное стекло — как и два монитора по обе стороны от сцены, на которые проецируется происходящее внутри — еще больше подчеркивают четвертую стену, принципиальную автономность истории и отстраненность от зрителя. Уже первая пациентка в этом «аквариуме» задыхается, мучается от мыслей о смерти, и, как в каком-то жестоком реалити-шоу, врач ее бьет, толкает на стену, отчего кровь размазывается по стеклу. Даже зернистое черно-белое видео на боковых экранах словно взято со скрытых камер, а мы — сторонние наблюдатели этого изолированного герметичного мирка.
Подвижность между реальным и вымышленным выражается через те же мониторы, на которых иногда обманчиво показывается совсем не то, что происходит в действительности — например, молодой человек-уборщик с пылесосом волшебством видеосигнала превращается в женщину лет пятидесяти. Также на дисплее над сценой транслируется текст, не имеющий отношения к фактическим событиям и рассказывающий, помимо прочего, о снах врача.
Надо сказать, что из стихийных образов из глубин подсознательного — а снится врачу, например, величественная река среднерусской полосы, такая широкая, что на другой берег попробуй попади, или бесстрашный тореадор с быком — создателям спектакля удается построить логически выстроенную концепцию. Да, реальность не то, чем кажется, и ничего объективного не существует. Остается только блуждать в темноте с фонариком, как электрик в финале, который пришел чинить выбитые пробки. Надпись на экране: «Ночью в пустом кабинете при лунном свете на полу видны нервы пациентов, они танцуют, скачут». Что говорить, перепад напряжения — явление опасное и для техники, и для психики людей.
Купить билеты