10 фантастических фильмов, предсказавших будущее
«Женщина на Луне» (1929)
Классическая черно-белая фантастика про полеты на Луну.
Что сбылось: полет на Луну, женщины в космосе.
Для фильма, вышедшего на рубеже 1920-х и 1930-х годов, эта немецкая картина поразительно современна, если смотреть ее глазами зрителя начала XXI века. Конечно, нельзя брать в расчет технические детали: нужно обратить внимание на сюжет. Здесь предсказывается не только полет человека на Луну (ровно за 40 лет до высадки Нила Армстронга), что уже тогда было типично для фантастики, но и то, что в космос будут летать женщины, причем наравне с мужчинами: как ни странно, ждать гендерного равенства в кинофантастике после этого фильма пришлось очень долго.
«Метрополис» (1927)
Фильм из золотого фонда фантастического кино о классовой войне в обществе далекого будущего.
Что сбылось: усиление классового расслоения, превращение крупных городов в агломерации, роботизация.
Другой немецкий фильм 1920-х годов, но уже намного более известный, растащенный на цитаты. Хотя показанное в фильме будущее далеко не во всем совпадает с нынешними реалиями, один важный тренд общественного развития Фриц Ланг угадал (и показал) с высокой точностью. Весь ХХ век характеризовался крайне напряженным классовым конфликтом труда и капитала, который только во второй половине столетия удалось существенно сгладить (да и то не везде). Ланг, конечно, утрировал кое-какие черты этого противостояния, порой доводя его до логического (хоть и не всегда реалистичного) завершения. Жесточайшее социальное расслоение, жизнь в гигантских агломерациях с плохой экологией, толпы рабочих и клерков на однотипных заводах и в серых офисах — все это реальность, вполне типичная для современных людей, особенно в развивающихся странах.
«Облик грядущего» (1936)
Футуристическая история новой мировой войны от Герберта Уэллса.
Что сбылось: Вторая мировая война; авиационные бомбардировки в Европе.
«Облик грядущего» был снят по сценарию автора «Войны миров» и «Человека-невидимки», и Уэллс сохранял огромный, нетипичный для сценариста, пусть даже известного, творческий контроль над съемочным процессом. Уэллс правильно указал Европу как место начала новой мировой войны, и довольно точно предсказал дату ее начала (1940-й вместо 1939-го). Но, пожалуй, самый точный прогноз фильма — это массированные воздушные бомбардировки в ходе войны, которые превратят в руины большую часть европейских городов. К счастью, другие предсказания фильма — о том, что война продлится по меньшей мере несколько десятилетий, а также не обойдется без биологического оружия — не сбылись.
42 интересных фильма про вирусы, пандемии, инфекции, эпидемии и зомби. Очень много зомби!
Time Out предлагает подборку, в которую уместились 69 лет кинематографа, масса вариантов эпидемий и конца света на любой вкус и, конечно, очень много зомби.
«2001: Космическая одиссея» (1968)
Визионерская фантастика о смысле человеческой жизни, истоках разумной жизни на Земле и встрече с высшим разумом.
Что сбылось: планшетные компьютеры, космический туризм.
Стэнли Кубрик, конечно, прогадал с своим предсказанием насчет темпов научно-технического прогресса, однако во многих деталях жизни начала 2000-х годов оказался удивительно точен. В фильме показаны аналоги планшетных компьютеров, давно ставшие для нас привычными гаджетами, видеоконференции, а также угадывается идея космического туризма (правда, в несколько более масштабных формах, чем это имеет место сейчас). Разумных компьютеров, спорящих с людьми, правда, пока нет. Дело ограничивается дронами, чат-ботами и игроками в шахматы, которые выигрывают у мировых чемпионов, но отнюдь не проявляют желания угробить человечество. Пока не проявляют.
«451 градус по Фаренгейту» (1966)
Вольная киноадаптация книги Брэдбери о мире, где читать запрещено.
Что сбылось: плазменные телевизоры, формирование общества потребления.
Хотя в фильме Франсуа Трюффо из сюжета удалены почти все технологические устройства, предсказанные Рэем Брэдбери в исходном романе, основную часть истории экранизация передает без серьезных искажений. Ключевая разница — в смещении акцентов: Трюффо не столько предупреждает об ужасах тоталитаризма, сколько иронизирует над обществом потребления, в котором бесконечные телешоу превратили домохозяек в «телезомби», а грамотность становится ненужным и даже опасным навыком. Эта сатира одинаково, пусть и в разной степени, применима как для критики капитализма с его постоянной погоней за развлечениями, так и для осуждения «авторитаризма с человеческим лицом», который отвлекает людей потреблением и постоянными поисками врага. Кроме того, это кино достаточно четко спрогнозировало появление общества, в котором визуальная культура постепенно вытесняет письменную.
«Назад в будущее 2» (1989)
Марти МакФлай на DeLorean: вторая часть.
Что сбылось: 3D-технологии в кинематографе, самошнурующиеся кроссовки, видеоигры с жестовым управлением.
Вообще 2015 год в представлении кинематографистов из 1989-го выглядит на первый взгляд слишком отдаленным от нашего времени: здесь повсюду летают автомобили, продаются книги с пылеотталкивающей бумагой, а кроссовки Nike шнуруют себя сами. Но при ближайшем рассмотрении фильм Роберта Земекиса удивительно богат на сбывшиеся предсказания: в нем можно увидеть и 3D-кинематограф, и видеоигры, управляемые с помощью жестов, очки виртуальной реальности и даже дронов, используемых в повседневной работе. Все это к середине 2010-х либо стало рутиной, либо уже появилось и вышло за рамки прототипа. Правда, факсы в этом мире выглядят особенно смешным анахронизмом.
«Вспомнить все» (1990)
Арнольд Шварценеггер вспоминает, что он — не работяга на стройке в середине XXI века, а секретный агент, и отправляется с этим знанием на Марс.
Что сбылось: автопилоты в автомобилях, отслеживание местоположения по мобильным устройствам, голограммы, системы домашних кинотеатров с проекторами.
Как и Кубрик в «Одиссее», Пол Верховен несколько погорячился с динамикой технологических инноваций: путешествия на Марс, не говоря уже о его колонизации, пока еще остаются уделом будущего. Зато многие бытовые технологии, показанные в фильме, давно стали частью нашей жизни: помимо традиционных видеоконференций, повсюду огромные плазменные панели и телепроекторы, автомобили без водителей вот-вот должны выйти на широкий рынок, голограммы встречают людей на выставках высоких технологий, а свое местоположение можно действительно отследить в реальном времени. Слава богу, для этого не нужно вживлять в себя чип (что тоже, впрочем, практикуется): достаточно купить новый смартфон.
«Газонокосильщик» (1992)
Пирс Броснан превращает недотепу-газонокосильщика в виртуального сверхчеловека.
Что сбылось: дополненная реальность.
«Газонокосильщик» вряд ли входит в золотой фонд кинофантастики, однако с точки зрения предсказательной силы в нем есть определенные достоинства. Ключевая идея фильма — слияние виртуального и реального пространства, стирание границ между человеческим восприятием и машинным интерфейсом, позволяющее сознанию перейти в новые формы. До последнего, правда, пока не дошло, а вот технологии «дополненной реальности» и геймификации все более широко применяются в обыденной жизни. Эти идеи вышли из индустрии развлечений и стали частью привычной жизни практически для каждого современного человека.
Во что играли викинги: история настольных игр от шахмат до «Ужасов Аркхема»
Time Out рассказывает о том, как появились настольные игры и почему до сих пор приятно провести вечер за партией в «Клюэдо», «Плоский мир» или старые добрые шахматы.
«Шоу Трумана» (1998)
Джим Керри живет своей жизнью в маленьком городке, не зная, что он — герой реалити-шоу.
Что сбылось: бум реалити-шоу, видеоблоггинг, стримы в сети.
Сейчас это может показаться странным, но еще совсем недавно идея о том, что миллионы обычных людей будут смотреть на других обычных людей (и даже платить за этот просмотр деньги) казалась, мягко говоря, странной. Питер Уир, тем не менее, построил на этой идее весь свой фильм, и, в общем-то, показал все правильно: к концу 2010-х реалити-шоу уже всем успели надоесть, хотя все еще есть люди, которые их смотрят. Но в фильме Уира важен не только сам концепт масштабного реалити-шоу как социального эксперимента, сколько медиасреда, которая порождается этим феноменом — Труман уже сам давно стал бы в нашем мире топ-блогером или летсплеером.
«Особое мнение» (2002)
Том Круз предотвращает преступления, о которых ему сообщают оракулы-мутанты.
Что сбылось: таргетированная реклама, интерфейсы с жестовым управлением, развитие энергосберегающих технологий.
Из всех фильмов списка «Особое мнение» — пожалуй, наименее впечатляющий в плане предсказаний. Связано это с тем, что его прогнозы делались, во-первых, по историческим меркам совсем недавно, а, во-вторых, все предвидения были при этом тщательно проработаны целой командой экспертов из разных областей жизни. Результат получился все равно добротным: едва ли не каждая вторая технология, показанная в фильме, уже существует сейчас, хотя до 2054 года еще очень далеко. Из наиболее заметных сбывшихся прогнозов стоит отметить, в частности, персонализированную рекламу, а также технологии жестового управления и «умные дома» (которые, как мы теперь знаем, иногда могут даже вызвать полицию без вашего ведома).