Сплошное богохульство. 10 фильмов, которые лучше не показывать верующим
Снимать кино о религии — сложное и местами опасное занятие. Time Out вспомнил 10 картин, режиссеры которых рискнули высказаться на эту тему.
«Дьяволы» (The Devils, реж. Кен Расселл, 1971)
Провокационны абсолютно все фильмы британского радикала Кена Расселла, но «Дьяволы» выделяются даже на этом фоне. История конфликта, который разворачивается в XVII веке между влиятельным похотливым священником (Оливер Рид), влюбленной в него матерью-настоятельницей (Ванесса Редгрейв) и жаждущей охоты на ведьм официальной церковью, начинена бойкими, возмутительными образами. Здесь есть групповые интимные контакты монашек и выдвинутый на первый план плотский подтекст христианства. Однако верующих 1970-х не меньше смутила и уверенность Расселла в том, что религиозные и политические структуры прогнили давно и безнадежно.
«Виридиана» (Viridiana, реж. Луис Бунюэль, 1961)
Бунюэль всегда был критично настроен в отношении католической церкви, которую он высмеивал, рифмуя священников с мертвыми осликами, еще в «Андалузском псе». Самой яростной его атакой на косность и лицемерие организованного католичества оказалась более поздняя, снятая после возвращения из мексиканской ссылки «Виридиана». Ее заглавная героиня, готовящаяся стать монашкой юная дева, преисполнена благих намерений, но Бунюэль не без ехидства направляет благочестивую Виридиану прямиком к трагедии.
«Изгоняющий дьявола» (The Exorcist, реж. Уильям Фридкин, 1973)
Вообще-то в культовом хорроре Уильяма Фридкина священник – положительный персонаж, который хотя и проходит испытание веры, но помочь одержимой бесами девочке пытается искренне. Тем не менее критики некоторых пастырей-евангелистов фильм все-таки не избежал. В первую очередь из-за выразительности приемов, которыми Фридкин иллюстрирует одержимость. Сцена с юной бедняжкой, которая доставляет себе удовольствие с помощью распятия, способна заставить усомниться в вере даже самых набожных зрителей.
«Себастьян» (Sebastiane, реж. Дерек Джармен, Пол Хамфресс, 1976)
Первый полный метр великого британца Дерека Джармена берет историю святого Себастьяна – и выворачивает наизнанку, вскрывая недюжинное подспудное гомосексуальное напряжение (хватало его, справедливости ради, и на картинах Тициана и Караваджо). Мученическое самопожертвование святого, который здесь сделан ссыльным солдатом в одержимой мужской любовью римской армии (и более того – вовсе не христианином), выглядит не столько трагедией, сколько мазохистским экстазом.
«Житие Брайана по Монти Пайтону» (Monty Python’s Life of Brian, реж. Терри Джонс, 1979)
Евангельские времена как фон для уморительной комедии, высмеивающей все религиозные завихрения на свете? Для многих фанатиков это уже достаточный повод для возмущения. Тем не менее труппе «Монти Пайтон» с рук сходило и не такое – подумаешь, обвинения в кощунстве! Так что в «Житии Брайана» есть и квази-мессия, больше похожий на идиота, и позитивная песня, озвучивающая сцену распятия, и безбожно картавый Понтий Пилат.
«Последнее искушение Христа» (The Last Temptation of Christ, реж. Мартин Скорсезе, 1988)
Феномен «не смотрел, но запрещаю» на примере не в меру истовых ревнителей религии впервые можно было изучить, когда в 1988-м Скорсезе экранизировал роман Никоса Казандзакиса. Мало кто успел увидеть «Последнее искушение» – и убедиться в том, как аккуратно представлена сцена воображаемой жизни Христа с Марией Магдалиной, а у кинотеатров уже выстраивались протестующие, в некоторых случаях даже с зажигательной смесью в руках.
«Священник» (Priest, реж. Антония Берд, 1994)
Задолго до потрясших мир педофилических скандалов вокруг католического клира «Священник» Антонии Берд уже исследовал тему тайной гомосексуальности некоторых представителей духовенства. Главный герой фильма, молодой пастырь, разрывается между искренним желанием благочестиво служить Богу и страстными порывами – и оказывается уличен в соитии с другим мужчиной на заднем сиденье автомобиля. От священника тут же отворачивается весь приход – кроме пожилого коллеги и, парадоксальным образом, одной маленькой девочки.
«Покорность» (Submission: Part I, реж. Тео Ван Гог, 2004)
Яростная короткометражка голландца Тео Ван Гога и феминистской активистки Айаан Хирси Али, написавшей сценарий с ним в соавторстве, обрушивается на жестокое обращение с женщинами в мусульманской традиции. Причем делает это дерзко, показывая раздетую девушку арабского происхождения, на теле которой выцарапаны строки Корана. За такой подход авторам пришлось расплатиться – и очень дорого: Ван Гога вскоре убил мусульманский фундаменталист, а Хирси Али пришлось бежать из Нидерландов и несколько лет скрываться.
«Вода» (Water, реж. Дипа Мехта, 2005)
Достаточно натерпелись и авторы индийской драмы, повествующей о трудной судьбе вдов, которых индуистский фундаментализм 1930-х обрекал на одинокое изгнание в ашрамах. Когда Дипа Мехта только приступила к съемкам в 2000 году, разъяренная толпа ворвалась на площадку, уничтожив декорации. Не обошлось и без протестов – один фанатик даже покончил с собой в знак возмущения против съемок фильма. Возобновить работу Мехте удалось только три года спустя на Шри-Ланке – некоторым вознаграждением для нее стала, впрочем, номинация на «Оскар».
«Мастер» (The Master, реж. Пол Томас Андерсон, 2012)
О том, является ли сайентология полноценной религией или опасной сектой, единого мнения до сих пор нет. Трудно, впрочем, отрицать, что влияние на жизни своих адептов церковь, созданная Роном Хаббардом, оказывает гигантское. «Мастер» Пола Томаса Андерсона такое воздействие исследует, не жалея критических стрел: моряк (Хоакин Феникс), попадающий в число первых последователей списанного с Хаббарда гуру (Филипп Сеймур Хоффман), обнаруживает строгую и жестокую иерархическую структуру, требующую от своих членов полного самоотречения.