10 фильмов о том, как живется, когда у тебя есть злобный близнец или двойник
«Пражский студент» (Der Student von Prag, 1913, реж. Пауль Вегенер и Стеллан Рюэ)
Первый фильм подобного толка, породивший моду на «доппельгангеров» в кино — злобных двойников, которые так или иначе пытаются навредить своим «оригиналам». Также считается предтечей экспрессионизма в кинематографе и первым фильмом ужасов. История о бедном студенте, который подписывает договор с загадочным господином. Он обещает парню богатство и желанную девушку в качестве жены, но взамен забирает зеркальное отражение героя, после чего несчастного, где бы он ни оказался, начинает преследовать его двойник.
«Великий диктатор» (The Great Dictator, 1940, реж. Чарли Чаплин)
Классика кино, породившая немало подражаний (например, британский фильм «Мистер Питкин в тылу врага»). Это также первый звуковой фильм Чарли Чаплина. Он сыграл как безымянного парикмахера-еврея, живущего в выдуманной стране Томании, так и ее диктатора Аденоида Хинкеля, мечтающего захватить весь мир. Двойная ирония заключается не только в том, что Чаплин сам имел еврейские корни, но и в том, что экранный прообраз Гитлера выглядит точь-в-точь как незадачливый цирюльник. Это и есть главная идея фильма: даже самый ярый антисемит может быть похож на тех, с кем он сам же и борется.
«Темное зеркало» (The Dark Mirror, 1946, реж. Роберт Сьодмак)
Фильмы о двойниках — невероятно популярная тема именно в голливудском кинематографе. Возможно, просто сама идея того, что в мире может существовать абсолютная копия человека, вполне в духе одной из многочисленных теорий заговора, которые так любят в Америке. В таком случае демонически пугающими становятся даже невинные близнецы — как, например, в этом фильме-нуаре, в котором лейтенант полиции расследует убийство врача, предположительно совершенное его пациенткой Рут. Такую версию высказывает ее вполне здоровая сестра-близняшка, которой явно есть, что скрывать…
«Головокружение» (Vertigo, 1958, реж. Альфред Хичкок)
Cейчас этот знаменитый детективный триллер уже стал классикой, а в свое время знаменитый сюжетный поворот (обойдемся без спойлеров, вдруг вы все-таки не видели) был абсолютно неожиданным. Интересно, что в американской традиции двойники-мужчины далеко не всегда оказываются врагами своим «оригиналам» — иногда они даже становятся партнерами. А вот если в сценарии фигурирует копия одной из героинь — особенно роковая блондинка-вамп Ким Новак, любимый типаж Хичкока — значит, одна из них обязательно окажется адской бестией!
«Сестры» (Sisters, 1972, реж. Брайан де Пальма)
В основном все знают де Пальму как режиссера «Лица со шрамом», но знатоки особенно ценят его как автора параноидальных триллеров, по настроению близких хичкоковским картинам. Сюжет «Сестер» напоминает «Темное зеркало», только главные героини не просто похожи как две капли воды — они разъединенные сиамские близнецы! На почве такой травмы одна из них не отличается стабильностью психики, и в один момент, приревновав сестру к молодому человеку, она убивает его. Среди прочего, в этом фильме есть и еще один неочевидный двойник: второй экран, который показывает реальность глазами двух героинь одновременно.
«Связанные насмерть» (Dead Ringers, 1988, реж. Дэвид Кроненберг)
Соперничество близнецов — тема не очень популярная, но великий канадский исследователь несовершенств человеческого тела Кроненберг построил на этом свой едва ли не самый выдающийся фильм. Два брата похожи как две капли воды, но один из них успешнее среди женщин и регулярно «подсовывает» менее удачливому родственнику, так сказать, остатки со своего плотского ложе. И в какой-то момент происходит закономерное событие — братья влюбляются в одну и ту же девушку. Фильм с хирургической точностью (даром что оба героя — врачи-гинекологи!) препарирует жуткую историю о противостоянии двух одновременно одинаковых и в то же время совершенно разных людей.
«Кикс» (1991, реж. Сергей Ливнев)
Подзабытый ныне шедевр постперестроечного кинематографа от сценариста «Ассы» и режиссера фильма «Ван Гоги». Невероятно успешная поп-певица внезапно подсаживается на героин и пускается во все тяжкие, и тогда продюсер-пройдоха решает «заменить» ее найденной в далекой деревне абсолютно идентичной копией девушки. Для своего времени кино было, мягко говоря, неожиданное. Сюрреалистичная сатира, полная крайне злободневных аллюзий на отечественный шоу-бизнес, в котором двойничество — не просто нормальная практика, а отличное средство для ведения дел. Ну и, конечно, симптоматично, что фильм вышел на стыке времен, когда на смену одной стране пришла вроде бы такая же, но на деле совершенно иная.
«Двойная жизнь Вероники» (La double vie de Véronique, 1991, реж. Кшиштоф Кесьлевский)
Редкий случай, когда тема двойничества обретает неожиданно романтическое прочтение. Одна Вероника — успешная певица из Польши, у которой, однако, есть печальный секрет. Другая Вероника тоже хочет петь, но у нее это не получается, да и тайнами она не отягощена, а потому наслаждается жизнью, предаваясь бесконечным любовным утехам. Гуманистический посыл фильма Кесьлевского, огромного человеколюба, заключался в том, что все люди связаны между собой незримыми нитями. И Вероники не исключение — когда одна умирает, другая обязательно это почувствует и как бы продолжит жизнь за нее.
«Адаптация» (Adaptation., 2002, реж. Спайк Джонз)
Фильм с одним невероятным секретом (ни за что не читайте о том, как он создавался, пока не посмотрите!) и двумя Николасами Кейджами из того периода, когда актер еще не погряз в долговых ямах и мог позволить себе выбирать роли и проекты. Историю к фильму написал Чарльз Кауфман, и она о том, как… сценарист Чарльз Кауфман страдает от творческого кризиса, в то время как его не в пример менее талантливый брат-близнец продает третьесортный сценарий боевика за баснословную сумму. Фильм — сам по себе двойник жизни самого сценариста, но, как и положено, у копии есть своя невероятная тайна.
«Враг» (Enemy, 2013, реж. Дени Вильнев)
Самое приятное в фильмах о двойниках — их иногда играют очень хорошие актеры. А это значит в два раза больше хорошего актера! На этот раз в кадре Джейк Джилленхол играет преподавателя истории Адама, который обнаруживает, что в родном Торонто живет его абсолютный двойник, и с этого момента одержим желанием найти свою копию. Фильм снят по роману «Двойник» Жозе Сарамаго, и если книга рассказывала просто об экзистенциальной тоске человека, живущего «не той» жизнью, то фильм, добавив немало новых элементов, превратил историю в параноидальный триллер в духе другого классического фильма о двойниках — «Малхолланд Драйв» Дэвида Линча.