10 главных выставок декабря, которые стоит посетить до конца года
Этот декабрь особо богат на музейные экспозиции и выставки разного толка. Это отличная пора для всех любителей искусства. Time Out рассказывает о проектах, которые откроются до конца года — от краеведческого хита «Уберите чучело лося» до первого в России Музея криптографии и культурного пространства «ГЭС-2».
«Я люблю Зверева»
Когда: 1 декабря — 29 мая 2022 года
Где: Музей AZ
ПодробностиБольшая выставка-посвящение Анатолию Звереву приурочена к 90-летию со дня рождения художника. Коллекционер Георгий Костаки называл его «русским Ван Гогом». В экспозиции будут представлены около 140 живописных и графических работ, большая часть которых никогда не выставлялась.
Куратор Полина Лобачевская и главный хранитель Музея AZ Наталья Волкова отобрали шедевры Зверева из шести частных коллекций: Наталии Опалевой, Сергея Александрова, Марка Курцера, Андрея Тимохина, Давида Гольдферта и Игоря Маркина, буквально «снимали сливки» с первоклассных собраний. Частью выставки станет показ одноименного фильма «Я люблю Зверева» режиссера Елены Лобачевской, снятый специально к выставке.
Этот проект станет кульминацией масштабного арт-марафона: в Зверевском центре уже открыта выставка «Зверев и шашки. Chеckers party», начали работу «Майская ночь или Утопленница» в Музее ART4 и «Анатолий Зверев. Здесь должен быть лес» в галерее «Веллум».
Музей криптографии
Когда: с 21 декабря
Где: Ботаническая, 25
Подробности21 декабря в Москве откроется первый в России Музей криптографии. Он расположен в знаменитой «Марфинской шарашке» — раньше ученые здесь занимались разработкой шифров и криптоанализом. С открытием музея и здание впервые распахнет двери для широкой публики.
Создатели Музея уверяют, что он будет интересен аудитории любого возраста и профессий и станет пространством, влюбляющим в науку и технологии. В экспозиции можно будет узнать о прошлом, настоящем и будущем криптографии и о развитии коммуникации между людьми на протяжении всей истории. Также будут представлены уникальная историческая коллекция шифровальной техники, средства передачи информации и архивные документы.
В экспозиции музея — несколько десятков экспонатов и более 130 инсталляций, одна из которых посвящена легендарной шифровальной машине «Фиалка» (М-125). Устройство изобрели в СССР после Второй мировой войны, и несколько десятилетий он использовался странами Варшавского договора. До 2020 года вся информация о «Фиалке» и ее внешнем виде держалась в строжайшем секрете. Помимо самой машины, будет представлена гигантская копия шифровальных дисков «Фиалки»: благодаря ей можно будет в буквальном смысле проникнуть внутрь секретной шифровальной машины и попробовать зашифровать сообщение.
В экспозиции XX века будут воссозданы кабинеты ученых Владимира Котельникова и Клода Шеннона. Здесь же можно будет найти инсталляцию, посвященную линии «Москва — Вашингтон» и номерные станции со всего мира, а также узнать о профессиональных секретах разведчиков и их жизни.
В зале, посвященном современности, экспозиция почти полностью состоит из интерактивных инсталляций. Например, можно сделать фото с AR-маской и защитить его блокчейном, то есть по сути сделать NFT-токен. В комнате со стилизованными аркадными игровыми автоматами посетители научатся подбирать самый сильный пароль. Кроме того, в музее с помощью VR-технологий можно будет погрузиться в мир будущего и узнать, как изменится криптография после изобретения квантового компьютера.
«Вооруженный зреньем». Персональная выставка Андрея Есионова
Когда: 8 декабря — 20 февраля 2022 года
Где: МУАР, ул. Воздвиженка, 5/25, Флигель «Руина»
ПодробностиНовая выставка Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева представляет широкой публике творчество современного московского художника, академика Российской и Флорентийской академий художеств и лауреата национальных и международных премий Андрея Есионова.
В экспозицию войдут около сотни живописных и графических работ, в числе которых акварельные серии на остросоциальные и бытовые сюжеты, а также картины философско-религиозного жанра. Некоторые произведения будут представлены широкой публике впервые.
Мандельштамовский образ для названия выставки выбран осознанно. Есионов — художник оптического склада. В экспозиции обыграна тема «руин» — по названию музейной площадки. Она говорит со зрителем о том, что все может разрушаться, и все же эта ценность сохранится: архитектор экспозиции Юрий Аввакумов создает для каждой вещи нечто наподобие реликвария.
Андрей Есионов на московской арт-сцене появился в начале 2010-х уже духовно и профессионально сформировавшейся личностью, это был редкий случай независимого, несистемного творческого старта. В конце десятилетия художник добился внимания музеев, причем самых разных — Государственного Русского музея и ММОМА, Государственных музеев изобразительных искусств Татарстана и Узбекистана, Accademia delle Arti del Disegno во Флоренции и музея San Salvatore in Lauro в Риме.
Выставка «Уберите чучело лося» в Музее Москвы
Когда: 10 декабря — 20 марта 2022 года
Где: Музей Москвы
К 100-летию краеведения Музей Москвы подготовил выставочный проект об истории их становления в СССР. Пространство выставки превратится в воображаемый краеведческий музей Москвы, сконструированный кураторами по советским инструкциям 30-х. Его отделы и разделы визуализируют основные приемы построения краеведческих экспозиций, а многочисленные тексты и цитаты раскроют заложенный в них идеологический и социально-политический подтекст.
«Уберите чучело лося» — выставка-деконструкция, призванная развеять ностальгический флер вокруг этого типа музеев. Краеведческий экспозиционный канон во многом утратил актуальность, местами оказался незаслуженно забыт, но часто его воспроизводят в обновленных материалах так, будто ему не существует альтернатив — краеведческий музей препарируется и анализируется с точки зрения его первоначальных задач.
В экспозиции будут представлены более 200 экспонатов: живопись, графика, археология, предметы мебели и быта, открытки и плакаты из коллекции Музея Москвы, а также 50 чучел из собрания Государственного биологического музея имени К.А. Тимирязева.
«Искусство будущего» / Art for the Future
Когда: вторая половина декабря
Где: Мультимедиа арт музей, Москва
ПодробностиМультимедиа Арт Музей, Москва (МАММ) в этом году отмечает 25-летний юбилей. К этой дате приурочено множество выставок. До 5 декабря в музее можно увидеть работы Сергея Шутова, Никиты Алексеева, Олега Целкова, Сары Мун, арт-групп ЕлиКука и МишМаш. А уже в середине следующего месяца посетителей ждет Art for the Future — первая международная биеннале современного искусства и искусства, созданного с помощью современных технологий. Она станет кульминацией празднования юбилея.
На новой международной биеннале будут представлены 47 проектов российских и зарубежных художников, использующих в работе новые технологии: нейросети, 3D-анимацию, виртуальную, дополненную и смешанную реальность и многое другое. Среди участников — такие звезды мирового искусства, как Рефик Анадол, Рафаэль Лосано-Хеммер, Михаль Ровнер, арт-группы AES F и Random International, британский художник Stanza, международный художественный коллектив из Японии teamLab, а также молодые российские авторы Наталья Алфутова, Екатерина Балабан, Юлия Вергазова, Максим Змеев, Анастасия Королева, Мария Молокова, Анна Ротаенко, Анна Толкачева и Gray Cake (Катя Пряник, Саша Сереченко).
Они исследуют то, как технологии влияют на жизнь и человека, и общества в целом. А зрители с помощью интерактивных инсталляций станут полноправными соучастниками творческого процесса. Дополнением станет большая образовательная программа, которая пройдет в гибридном формате.
SOVRISK #напотоке в «Зарядье»
Когда: до 5 декабря
Где: Подземный музей парка «Зарядье»
ПодробностиДевятая выставка SOVRISK #напотоке открылась в Подземном музее парка «Зарядье». Среди работ представлены произведения «Подъем» народного художника России, монументалиста Ивана Лубенникова как дань памяти мастеру, ушедшему из жизни 3 октября.
Художник оформил фасады Московского театра на Таганке и участвовал в создании Музея Владимира Маяковского в Москве, а также занимался оформлением несколько станций московского и парижского метро.
На своде северного вестибюля станции «Маяковская» можно увидеть созданную им мозаику, на «Сретенском бульваре» — панно из травленого металла, а на станции «Мадлен» в Париже — композицию из металла и литого стекла «Курочка Ряба». Его живописные работы находятся в собраниях крупнейших музеев, включая Третьяковскую галерею и Русский музей.
На новой выставке SOVRISK #напотоке состоялась премьера работы его ученицы Ольги Согриной «Лужи», созданная в технике «вышивки металлом по металлу». Художница переосмысляет традиции и соединяет их с новыми пластическими решениями.
Также посетители вновь увидят «Сон» Анны Красной из серии «Путешествие Ани и Тимы в сказочный лес». Это произведение демонстрировалось на предыдущей выставке цикла и победило в зрительском голосовании. В этот раз также пройдет голосование — работа, набравшая большее количество голосов, войдет в новую экспозицию.
Традиционно выставку дополняет новый NFT-арт. Это Follow Me диджитал-художника Артура Конда, который в составе студии Sila Sveta участвовал в работе над концертами Билли Айлиш, Дрейка и Карди Би. CG-художник и иллюстратор Иван Соляев, известный интерпретациями народных узоров, покажет Virtual Vacuum. А Роман Бобков представит CLOUD — цифровое облако, отражающее господство природы над человеком.
Современная графика из собрания Центра Помпиду. Дар Флоранс и Даниэля Герлен
Когда: до 30 января 2022 года
Где: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
ПодробностиПушкинский впервые представил современную графику из собрания Центра Помпиду, что дает возможность российскому зрителю познакомиться с эталонной частной коллекцией современного рисунка. В семи залах первого этажа Галереи искусства Европы и Америки XIX–XX веков представлена выдающаяся коллекция — более 200 произведений графики.
Это в том числе работы Фабриса Ибера, получившего «Золотого льва» на Венецианской биеннале 1997 года, и Кики Смит, американской художницы, одной из наиболее заметных фигур феминистского искусства, а также рисунки Кристиана Болтански, Жерара Гаруста, Джузеппе Пеноне, Сильвии Бэхли, Павла Пепперштейна, Александра Пономарева и многих других представителей современного искусства.
ГЭС-2
Когда: с 4 декабря
Где: ГЭС-2, Болотная набережная, 15
ПодробностиВ начале декабря в пространстве бывшей электростанции на Болотной набережной открывается Дом культуры «ГЭС-2». Несмотря на то, что он вместе с Третьяковкой, Пушкинским музеем и «Гаражом» входит в «Музейную четверку», его создатели, фонд V–A–C, всячески подчеркивают, что это не музей, а именно Дом культуры, генератор творчества и идей.
В первые несколько лет здесь пройдет цикл проектов, состоящий из пяти сезонов — по два в год. Лейтмотивом станет российская культура последних десятилетий и все, что на нее повлияло. Откроется «ГЭС-2» проектом художника Рагнара Кьяртанссона «Санта-Барбара. Как не поддаться колонизации?». Среди других выставок — «Я моторы гондолы разбираю на части», название которой вдохновлено песней группы «Мумий Тролль», и «В Москву! В Москву! В Москву!».
Во время перерывов между выставками, когда некоторые пространства закроют на перемонтаж, останутся открытыми общие зоны: библиотека, учебный центр, творческие мастерские, зал-трансформер и кафе.
Вход в «ГЭС-2» будет свободным, за исключением кинопоказов, концертов и спектаклей. Еще до открытия нового пространства оно преобразило культурный ландшафт вокруг — перед зданием установили композицию «Большая глина №4» Урса Фишера, вызвавшую неоднозначную реакцию, а рядом с березовой рощей появилось «Пространство света» Джузеппе Пеноне. Привлекает внимание и обновленное здание электростанции со знаковыми синими трубами, реконструированное по проекту знаменитого архитектора Ренцо Пьяно.
«Многообразие. Единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж»
Когда: до 13 марта 2022 года
Где: Западное крыло Новой Третьяковки, Крымский Вал, 10
ПодробностиФонд искусства и культуры (Бонн) и Государственная Третьяковская галерея представляют масштабную передвижную выставку «Многообразие. Единство. Современное европейское искусство. Берлин. Москва. Париж». Это грандиозный международный выставочный проект с работами, созданными за последние 30 лет как звездами современного искусства, так и совсем молодыми художниками и художницами. С ними зрителю предлагает познакомиться группа кураторов из разных стран Европы.
Экспозиция включает в себя работы 90 важнейших современных художников, представляющих разные поколения и регионы Европы. Среди них Илья и Эмилия Кабаковы, Аннет Мессаже, Вольфганг Тильманс, Мона Хатум, Олафур Элиассон, Ансельм Кифер (ниже приведен полный список участников) и другие.
New Elements
Когда: до 27 февраля 2022 года
Где: Laboratoria Art&Science, Западное крыло Новой Третьяковки
ПодробностиФонд Laboratoria Art&Science Foundation открыл в Западном крыле Новой Третьяковки выставку New Elements, которая предлагает взглянуть на мир как на аналоговый компьютер. Ее кураторами выступили Дарья Пархоменко (Россия) и Дитмар Оффенхубер (Австрия — США). Проект реализован при поддержке «Лаборатории Касперского», многолетнего партнера фонда.
Работы художников из разных стран показывают, как цифра и реальность взаимосвязаны между собой и что они гораздо ближе, чем кажется. Среди участников — Мемо Актен, Ральф Беккер, Эрих Бергер, Реити Курокава, Tуула Нярхинен, Анна Ридлер, Томас Сарасено, Tомас Фойерштайн, Илья Федотов-Федоров, Tереза Шуберт и Forensic Architecture. Их работы распределены по нескольким тематическим разделам: «Аутографические измерения», «Вычисляя с природой» и «Цифровая материальность».
Кто-то из художников осмысляет процессы в природной среде, кто-то — в технологических системах и структурах нейронных сетей. И вслед за ними зритель может обнаружить сходство нейронных сетей с природными явлениями, поразмышлять о влиянии искусственного интеллекта на социум или задуматься о глобальном экологическом кризисе.
Так, например, Томас Фойерштайн исследует взаимодействие человека и окружающего мира. В своей биохимической инсталляции Poem он показывает размывание границ человеческого тела, делая из «первичного» бульона — выдыхаемого посетителями воздуха — пригодный для питья алкоголь. Влажный воздух постепенно конденсируется на поверхности ледяной скульптуры. Конденсат запускает работу перегонного аппарата, в котором происходят процессы химического синтеза. Бесконечно циркулируя в круговороте аппаратов, жидкость превращается в органические вещества и начинает накапливать аминокислоты, глюкозу и этанол, которые в конечном итоге материализуются в спиртные напитки.