10 ирландских фильмов ужасов на любой вкус
Пробуждающийся лес (Wake Wood, 2009, реж. Дэвид Китинг)
По настроению и специфике немного похожий на «Кладбище домашних животных», это мощный и запоминающийся хоррор, замешанный, в первую очередь, на психологии. Супруги, потеряв любимую дочку, отправляются в маленький городок, где проводят древний обряд, после которого девочка воскресает — с некоторыми, конечно, нюансами. Как и положено хорошему хоррору, «Лес» не просто запугивает зрителя — это настоящая семейная драма (недаром одну из ролей играет великолепный британский актер Тимоти Сполл).
Грэбберсы (Grabbers, 2011, реж. Джон Райт)
Не столько хоррор, сколько черная фантастическая комедия, но колорит (а также чувство юмора) Ирландии передан идеально. На маленький городок нападают кровожадные ктулхуобразные пришельцы, пожирая всех за одним лишь исключением — они не трогают тех, кто по в промышленных количествах требляет алкоголь. Так что инопланетную заразу сможет уничтожить только самый знатный пропойца в городе. Фильм веселый, а местами, как и положено, кровожадный: пару кило кишок на экране вы точно увидите.
Швы (Stitches, 2012, реж. Конор МакМахон)
Еще одна очень черная комедия — с мрачным юмором у ирландцев вообще все в порядке. На этот раз фильм о клоуне, восставшем из мертвых: некогда его загубили детишки-садисты, и теперь весельчак намерен отомстить. Очевидно, на что делали ставку создатели: это злая пародия на такие фильмы, как «Пятница 13-е» и «Хэллоуин», пускай и без яркого национального колорита. Впрочем, если вы ищете хороший слэшер со здоровой долей юмора — берите на заметку.
Цитадель (Citadel, 2012, реж. Киран Фой)
Фильмы ужасов, в которых дети выступают в качестве источника зла, хоть и набирают обороты, но все же пока не слишком распространены, а в Ирландии это почти норма: в нашей подборке это уже третий (после «Пробуждающегося леса» и «Швов»). Кроме того, в «Цитадели» затрагивается редкая тема агорафобии, боязни открытых пространств (об этом можно посмотреть испанский триллер «Гнездо землеройки»). Все это вместе — фильм о банде малолетних садистов, которые преследуют отца-параноика, укрывающего от них свою дочь.
Канал (The Canal, 2014, реж. Иван Кавэна)
Есть несколько сюжетов, которые остаются эффектными даже несмотря на то, что уже стали штампами. Например, герой находит загадочные записи/дневники/видеокассеты, под воздействием которых постепенно начинает сходить с ума. «Канал» во многом — почти калька с американского «Синистера»: творческий человек (на этот раз сотрудник киноархива), старые видеопленки с убийствами из далекого прошлого, угроза для семьи. Но стоит сказать, что в обоих фильмах в главных ролях задействованы мощные актеры, которые делают историю убедительной: в ирландском «Канале» это Руперт Эванс («Хеллбой»).
Из тьмы (The Hallow, 2015, реж. Корин Харди)
Густо замешанный на ирландской мифологии, этот фильм одновременно напоминает британский «Спуск» и австралийский «Бабадук». Режиссер, британец Корин Харди, до этого занимался съемками клипов — например, сделал психоделический видеоряд для The Warriors’s Song группы The Prodigy. По его собственным словам, ему надоели традиционные хорроры, где долго нагнетают, а потом задают жару — так что в его фильме жуткие монстры из леса, покусившиеся на ребенка супружеской пары, не дают им спуска на протяжении всего фильма. Это поддерживает небывалое напряжение до самого конца.
Я не серийный убийца (I Am Not a Serial Killer, 2016, реж. Билли О’Брайэн)
Снятый по книге Дэна Уэлса, которого стилистически иногда сравнивают с Юном Айвиде Линдквистом, этот фильм поначалу напоминает скорее детектив, нежели хоррор. Одержимый смертью пятнадцатилетний парень грезит об убийствах, и в то же время загадочный маньяк методично убивает мужчин, забирая части тел. Звучит в духе «Зодиака» Финчера? Но не спешите с выводами — фильм не раз вас удивит, а финал вообще поразит в самое сердце. Кроме того, стоит посмотреть на игру Кристофера Ллойда («Назад в будущее»), чей персонаж — самая большая загадка фильма.
Без имени (Without Name, 2016, реж. реж. Лоркан Финнеган)
На последнем Каннском кинофестивале Финнеган получил приз за свою новую работу «Вивариум». Такое доверие к нему неспроста, его фильм «Без имени» — это искусно снятый арт-хоррор. Землемер приезжает в отдаленную ирландскую глушь, где сталкивается с хтоническим ужасом, скрытым в местных деревьях. Картина гипнотизирует своим медленным темпом, и саспенс нагнетается за счет того, что со временем становится все сложнее отличить галлюцинации героя от реальных кошмаров недружелюбного леса.
Обитатели (The Lodgers, 2017, реж. Брайан О’Мэлли)
Для любителей есть и страшные мелодрамы. «Обитатели» — готическая история о брате и сестре, которые живут в отдаленном особняке, повинуясь правилам загадочных «соседей» по дому. Однако привычный ход событий нарушается, когда на пороге появляется красавец-солдат… Это, пожалуй, самый легкий фильм в нашей подборке, впрочем, полтора часа красивого действа, приправленного эффектными хоррор-вставками, вам обеспечены.
Другой (The Hole in the Ground, 2018, реж. Ли Кронин)
И снова о детях: маленький мальчик пошел погулять в жутковатый лес, а вернулся оттуда уже другим. Связано ли это с огромной дырой в лесу, неизвестно откуда взявшейся? Спойлер: связано. Стоит ли обратить внимание на местную сумасшедшую, которая что-то бормочем себе под нос? Очевидно стоит. А вот финал окажется уже не столь определенным… Но должны предупредить: игра маленького Джеймса Куинна Марки может повергнуть в ужас даже самого закоренелого любителя детей.