В случае плохого настроения включите фильм: 10 картин для осеннего киновечера
Редакция Time Out знает, что осенью желание завернуться в плед и взять теплый чай побеждает все остальные — и советует фильмы, которые не дадут полностью упасть в объятия апатии.
«Умница Уилл Хантинг» Гаса Ван Сэнта
Режиссер упражняется в жанре сказки для взрослых.
Гас Ван Сэнт сделал себе имя фильмами, изучавшими все многообразие проблем, которые сопровождают переход от юношества к взрослению — логично, что и самое утешительное кино на эту тему снял тоже он. «Умница Уилл Хантинг», в сущности, сказка для взрослых: история парня со злых бостонских улиц, оказавшегося математическим гением, и это в равной степени наивный, трогательный и обнадеживающий фильм. Для полноты эффекта можно также посмотреть оскаровскую речь совсем юных Мэтта Дэймона и Бена Аффлека, получивших статуэтку за лучший сценарий (уморительную) и выступление Эллиота Смита, исполнившего на той же церемонии песню из саундтрека (душераздирающе).
«Выходной Ферриса Бюллера» Джона Хьюза
Высшая точка душевного кино 1980-х.
Необычайная душевность, с которой работал в легких жанрах режиссер Джон Хьюз, повлияла решительно на всех его голливудских современников — от Спилберга до будущего автора «Красотки» Фрэнка Маршалла. Более того, ее пытаются повторить и многие сегодняшние режиссеры (см. недавний сериал «Очень странные дела»). Четыре десятилетия спустя не потерял своего обаяния и главный хит Хьюза — залихватская история одного очень насыщенного дня старшеклассника Ферриса Бюллера, который научит юного зрителя пропускать уроки и угонять папин «Феррари», а тем, кто постарше, преподаст урок легкого отношения к нездоровой канители закадровой реальности.
«Побег из Шоушенка» Фрэнка Дарабонта
Проверенная временем классика духоподъемного кино.
Конечно, вы наверняка видели «Побег из Шоушенка» десятки раз — фокус в том, что его духоподъемный эффект не угасает с каждым новым просмотром (не зря же на американских кабельных каналах так часто устраивают его марафонские показы подряд). Первые два часа «Побега» — мрачная, депрессивная тюремная драма — докажут любому зрителю, что его жизнь еще не так плоха. Финал же представляет собой одну из самых вдохновенных слезовыжималок в истории.
«Плавучий дом» Мелвилла Шевилсона
Кэри Грант, Софи Лорен — и золотой стандарт голливудской мелодраматики.
Вообще, комедии и мелодрамы времен Золотого века Голливуда чаще всего заряжены такой оптимистической энергией, что улучшить настроение можно более-менее любой. Не во всяком фильме, впрочем, присутствуют сразу Кэри Грант и Софи Лорен — а также троица не очень довольных новой папиной девушкой детей и плавучий дом, в котором им всем придется (так или иначе) найти общий язык после десятка душещипательных неувязок. При этом «Плавучий дом» не стесняется быть непривычно острым (по современным меркам) в своих комичных наблюдениях на тему семейного счастья.
«Лола» Райнера Вернера Фассбиндера
Уроки оптимизма от режиссера, не верящего в людей.
Это вовсе не борьба с депрессией от противного — хотя у Фассбиндера хватает глумливых, даже нигилистских картин с беспристрастным взглядом на человечество. Нет, «Лола» — неожиданное погружение немецкого классика в радости жизни (то есть, кабаре, лобовую сексуальность и дерзкий юмор). «Лола» — фильм насколько передовой, настолько же и душевный. Более того, история певички из борделя, которая пришла к успеху, не поступается честностью ради позитивного эффекта в изображении людского рода, а такое кино всегда трогает больше шаблонных жанровых поделок.
«Ночь трудного дня» Ричарда Лестера
Спасение души запойным пением.
Что музыка лечит раны души, очевидно — так почему бы не обратиться к лучшему музыкальному фильму всех времен и главной поп-группе в истории? Ливерпульская четверка мечется по Лондону, скрываясь от толп фанаток, исполняет один неожиданный (но вечный) хит, а главное, попадает в самые абсурдные из ситуаций, какие удавалось пережить поп-звездам на киноэкране. Трудный день? Ночь будет лучше.
«Джонни Гитара» Николаса Рэя
Великий гендерный переворот в жанре вестерна.
В середине 1950-х вестерн был, возможно, самым клишированным, даже стандартизованным жанром американского кино — что ж, тем удивительнее фильм Николаса Рэя, беззастенчиво подкладывающий под шаблон историй о Диком Западе бомбу. Под маской нормального вестерна здесь скрывается нечто поинтереснее: хроника конфликта двух харизматичных девушек (Джоан Кроуфорд и Мерседес МакКэмбридж), который захватывает в своем абсурдно-сексуальном раже весь городок. Рэй подчеркивает исключительно романтические подтексты дамской склоки — и добивается от зрителя одновременно умиления и хохота.
«Это случилось однажды ночью» Фрэнка Капры
Романтическая комедия, породившая все остальные романтические комедии.
Кто в минуты печали не скачивал десяток романтических комедий сразу в надежде, что хотя бы одна поправит настроение, считай, не жил. Так почему бы не обратиться к тому «ромкому», который, в сущности, и создал шаблон жанра — и мало кем был превзойден до сих пор? Клодетт Кольбер играет в этом роуд-муви наследницу-беглянку, Кларк Гэйбл — следующего за ней репортера-циника, и хотя ответ на вопрос, сойдутся они в итоге или нет, современному зрителю очевиден, Фрэнк Капра сделает все, чтобы дорога к хэппи-энду сложилась непредсказуемо.
«Джерри Магуайр» Кэмерона Кроу
Покажи мне деньги.
Даже если все хорошее в «Джерри Магуайре» ограничивалось бы легендарной присказкой Show me the money, он уже бы был недурным противоядием от отрав современного капитализма — но достоинства фильма далеко не ограничиваются этой фразой. История перевоспитания зарвавшегося спортивного агента хвастает Томом Крузом и Кубой Гудингом-младшим на пике формы — и довольно канонической любовной историей с Рене Зеллвегер. Картина также имеет свойство попадаться в телеэфире ровно в тех случаях, когда кому-то в этом мире требуется прививка несгибаемого оптимизма.
«Воспитание Аризоны» Джоэля и Итана Коэнов
Братья Коэн спешат на помощь.
Пожалуй, самое чистое комедийное удовольствие в богатой на меткий юмор фильмографии братьев Коэн. Фильм борется с любой хандрой посредством необычайно изобретательной режиссуры и сочетанием изысканных и беззастенчиво тупых шуток. К тому же, бесценен и терапевтический эффект от созерцания Николаса Кейджа в одном из самых осмысленно пародийных перформансов в карьере.