Классика, шедевр, хит: 10 лучших фильмов 90-х
1990 – «Красотка»
Эту культовую мелодраму часто обвиняют в романтизации проституции и нереалистичности. Изначально задуманная как остросоциальная драма о тяжелой жизни работниц секс-индустрии, в своем финальном варианте «Красотка» превращается в сказку о Золушке и прекрасном принце. В реальности жизнь проститутки полна опасностей, ей ежедневно приходится иметь дело с угрозами и жестоким обращением, рисковать своей жизнью и здоровьем.
Однако даже в таком виде фильм не настолько далек от фем-повестки, как кажется на первый взгляд. В некоторых аспектах он транслирует мнение части феминисток, что секс-работницы не должны подвергаться стигматизации или наказанию за добровольный выбор этой профессии. Ведь если все по взаимному согласию, почему Вивиан должно быть стыдно?
Поэтому, несмотря на все недостатки, «Красотку» все равно хочется пересматривать снова и снова, в том числе из-за искренней непосредственности Вивиан в исполнении неподражаемой Джулии Робертс и некоторого ностальгического флера, присущего всем фильмам 90-х.
1991 – «Молчание ягнят»
Прошло более 30 лет с премьеры фильма, а психологический хоррор Джонатана Демме продолжает оставаться эталоном жанра. История стажерки ФБР Клариссы Дарлинг, которая обращается за советом к серийному убийце-каннибалу Ганнибалу Лектеру до сих пор считается абсолютной вершиной, феноменом поп-культуры. До этого подобное удавалось разве что легендарному Хичкоку в 50-х, который тоже любил и умел создавать саспенс на ровном месте. Картина получила все пять так называемых «основных» «Оскаров»: за лучший сценарий, режиссуру, мужскую и женскую роли и за лучший фильм, став третьим и на данный момент, последним победителем «Большой пятерки». И все эти награды действительно заслужены.
Джоди Фостер своей игрой удалось навсегда изменить роль женщины в детективном жанре, а Энтони Хопкинс без особых спецэффектов и грима воплотил на экране образ, способный напугать любого. Люди всегда чувствуют себя неловко, когда слишком долго смотрят друг на друга, они сразу отворачиваются или смеются. Именно поэтому долгий и неподвижный взгляд доктора Лектера пугает до ужаса. И разве не благодаря галантному Ганнибалу Лектеру зрители все чаще стали влюбляться в злодеев, чем в положительных героев?
1992 – «Запах женщины»
Сентиментальная история о слепом полковнике в исполнении Аль Пачино в свое время покорила не только женщин всех возрастов, но и жюри основных кинопремий. Главный герой фильма Фрэнк Слэйд совершенно не походил на типичный образ героя войны, сложившийся в те времена в кинематографе. Да, он по-военному груб и прямолинеен, но при этом не стесняется говорить о своих слабостях и мгновенно преображается из солдата в галантного кавалера, стоит рядом с ним появиться женщине.
Отношение полковника к женщинам вообще играет особую роль в этой картине. Великолепная сцена, где Аль Пачино танцует танго с незнакомкой, стала одной из самых чувственных в истории кино, влюбив в этот танец весь мир.
1993 – «Кошмар перед Рождеством»
В этом году в прокат вышли «Список Шиндлера» – величайшая историческая драма Стивена Спилберга о Холокосте, посвященная реальному человеку Оскару Шиндлеру, спасшему более тысячи евреев от гибели, и ставший культовым «День сурка». Казалось бы, простенькая романтическая комедия с Биллом Мюрреем и Энди Макдауэл, но она покорила сердца зрителей, а философские споры о религиозном подтексте картины не утихают по сей день. Эти фильмы входят во все возможные списки лучших абсолютно заслуженно.
Однако в том же 1993 году вышла еще одна картина, возможно, не столь выдающаяся, но не менее достойная и любимая зрителями. Каждый год в октябре спродюсированный Тимом Бертоном кукольный анимационный мюзикл «Кошмар перед Рождеством» с удовольствием пересматривают взрослые и дети, распевая в один голос с героями давно заученные песни.
На создание легендарного мультфильма у команды ушло более трех лет кропотливой работы, ведь для того, чтобы снять всего секунду, одной кукле необходимо было сделать 24 движения, а в общей сложности на экране появляется более 60 персонажей! Disney не делал на проект никаких ставок – это было что-то вроде пробного шара после того, как Бертон «выстрелил» с «Бэтменом». Студия всерьез опасалась, что их аудитория возненавидит такой нетипичный мультфильм за мрачную атмосферу и непривычную кукольную анимацию вместо традиционной рисованной. Вместо этого «Кошмар перед Рождеством», транслирующий незамысловатую мысль о том, что каждый должен заниматься своим делом, превратился в общепризнанную классику.
1994 – «Криминальное чтиво»
Ни один другой год не был столь богат на кинематографические шедевры, как этот. Вышла одна из лучших адаптаций романов Стивена Кинга «Побег из Шоушенка», Роберт Земекис подарил миру оскароносного «Фореста Гампа», Люк Бессон снял кино про самого душевного на свете французского киллера, положив начало карьере Натали Портман, а популярность породы собак джек-рассел-терьер взлетела до небес благодаря Майло из «Маски».
Но все-таки именно «Криминальное чтиво» стало культурным феноменом нескольких поколений и принесло известность Квентину Тарантино, сделав его одним из столпов мировой режиссуры. Фильм моментально разобрали на цитаты, а Джон Траволта, Ума Турман и Сэмюэл Л. Джексон столь же быстро вознеслись на вершину популярности. Тарантино отказался от дорогих спецэффектов и звездных лиц, обошелся без нотаций и заумных подсмыслов – в какой-то момент зрителю начинает казаться, что все, происходящее на экране, абсолютно случайно. Но именно кажущаяся простота, талантливо прописанные диалоги и динамично поставленные сцены, изобилующие карикатурной жестокостью, и делают «Криминальное чтиво» таким захватывающим.
1995 – «Храброе сердце»
Несмотря на скверную среди историков (и шотландцев) репутацию, драма о борьбе Шотландии за независимость – один из лучших образцов «старомодного» в лучшем смысле этого слова эпического кино. Впечатляющие декорации, поражающие масштабом батальные сцены и шикарная локационная съемка позволяют «Храброму сердцу» соперничать даже с современными картинами, имеющими огромное преимущество в связи с развитием компьютерной графики.
Мэл Гибсон все делал по старинке. Для сцены одной из битв было отснято более 90 часов материала, костюмеры сшили шесть тысяч костюмов, реквизиторы соорудили механических лошадей, настолько реалистичных, что представители общества защиты животных долго не верили, что ни один настоящий конь не пострадал. Для массовых сцен приходилось привлекать солдат национальной гвардии, а актеры получили множество синяков и несколько более серьезных травм. И никакого зеленого экрана. Так стоит ли упрекать фильм в исторической недостоверности, на которую он никогда особо не претендовал, если можно просто сопереживать нелегкой судьбе героя, потерявшего семью и любимую женщину, вынужденного сражаться за свободу своего народа, а в итоге этим же народом преданного.
1996 – «Крик»
«Крик» Уэса Крэйвена вдохнул новую жизнь в жанр хоррора, который к тому моменту испытывал серьезные проблемы из-за обилия малобюджетных картин, выпускаемых сразу на видеокассетах для домашнего просмотра, и многочисленных сиквелов. Большинство вышедших в начале 90-х фильмов ужасов были удручающе вторичными. Приевшиеся сюжеты, вымученные диалоги, полное отсутствие логики и здравого смысла отвернули от хоррора даже преданных фанатов жанра. Картонные монстры никого не пугали, жертвы не вызывали сочувствия, бутафорская кровь и дешевый грим выглядели нелепо.
В том числе по этой причине экранное противостояние Сидни Прескотт загадочному маньяку «Призрачное лицо» произвело такой фурор. Герои «Крика» в открытую обсуждают культовые ужастики прошлого, не стесняются высмеивать жанровые клише, не падают, нелепо размахивая руками, пытаясь убежать от маньяка. Крэйвен без зазрения совести ломает стереотипы и четвертую стену, не боится провокаций и самопародии. Даже то, что под маской убийцы скрывается не демон или сверхъестественный монстр, а обычный человек, делает этот фильм особенным. И в отличие от многих культовых хорроров, «Крик» и сегодня не теряет своей актуальности.
1997 – «Люди в черном»
В основу фильма легли одноименные малоизвестные комиксы о героических защитниках Земли от инопланетян. Если бы режиссер Барри Зонненфельд пошел по простому пути, зрители могли познакомиться с «Мстителями» намного раньше и, вероятно, серьезно разочароваться. Благо, он и сценарист Эд Соломон поступили иначе, превратив агентов сверхсекретной надправительственной организации по надзору за пришельцами из непобедимых супергероев в обычных госслужащих. Их работа не в размахивании огромными бластерами или раскрытии зловещих заговоров. Половину экранного времени Уилл Смит и Томми Ли Джонс занимаются знакомой любому человеку рутиной – проверяют документы, заполняют бумажки, сводят отчеты.
В фильме нет привычного для супергеройских франшиз пафоса, зато он полон уникального юмора и иронии. Здесь любой «человек» может оказаться инопланетянином – и продавец мороженого, и Сильвестр Сталлоне. Такой подход делает героев более близкими, понятными зрителю, абсолютно приземленными, несмотря на научно-фантастическую составляющую. Поэтому даже спустя столько лет «Люди в черном» смотрятся остроумно и свежо.
1998 – «Карты, деньги, два ствола»
До работы над этой картиной единственное, что режиссировал Гай Ричи, – это реклама и музыкальные клипы. Мало кто мог подумать, что первый же его полнометражный фильм станет настолько популярным, а из уличного продавца Джейсона Стэйтема и выдохшегося футболиста Винни Джонса, любившего прихватывать соперников за интимные места, сделает суперзвезд. В Америке уже вовсю гремел Тарантино, в плагиате которого не раз обвиняли Ричи, но уникальный почерк, неповторимая атмосфера криминального Лондона и британская элегантность произвели на зрителя совершенно другой эффект.
Режиссер решил вынести большинство сцен насилия за скобки, что отдельно отметил певец Стинг, ставший спонсором картины, прописал изумительные диалоги, наполненные своеобразным английским юмором, подобрал колоритных актеров и изящно не поставил точку в финале, добившись от зрителя невероятной вовлеченности в судьбу персонажей. Именно после успеха «Карт…» Гай Ричи, аристократ с королевскими корнями, стал синонимом драйва и амбассадором «пацанских» боевиков.
1999 – «Бойцовский клуб»
На момент выхода «Бойцовский клуб» был не просто прохладно принят публикой — он вызвал ожесточенные споры. Критики осуждали его за жестокость и подстрекательство к насилию, безапелляционно утверждая, что единственное место, где кино найдет своих почитателей, — ад. Неудивительно, что в прокате фильм провалился, не отбив даже половины бюджета. Настоящим хитом картина стала только после релиза на DVD. О Тайлере Дердене, беспощадно критиковавшем мачизм и философию потребления, заговорили буквально все. Вот так обыденно «Бойцовский клуб» стал мировым хитом, заслужив почти благоговейное обожание зрителей.
В оформлении статьи использованы кадры из фильмов.