Свидетели преступлений и обвинения. 10 лучших фильмов по романам Агаты Кристи
15 сентября отмечается 131 год со дня рождения одного из самых известных авторов детективов в мире — Агаты Кристи. Ее романы стали одними из самых публикуемых за всю историю человечества, не отстает от них и кинематограф. Time Out вспомнил 10 экранизаций произведений Кристи из второй половины ХХ века, ставших классикой сегодня.
Witness for the Prosecution
Здоровье немолодого адвоката Уилфреда Робертса подорвано, и врач запретил ему заниматься уголовными делами. Из-за этого у Робертса даже возникает конфликт с собственной сиделкой, которая ревниво следит за тем, чтобы ее работодатель выполнял все указания доктора.
Режиссер: Билли Уайлдер
В ролях: Тайрон Пауэр, Марлен Дитрих, Чарльз Лотон, Эльза Ланчестер
Но однажды к нему приходит клиент, красивый мужчина Леонард Воул, который просит помощи опытного юриста: его обвиняют в убийстве пожилой дамы, которая завещала ему свое состояние. Сам Воул не только женат, но и горячо любим своей женой Кристиной, которая верит в силы адвоката. Вопреки рекомендациям врача Уилфред берется за это странное дело.
Лучшая на тот момент экранизация книг Агаты Кристи — о чем она сама же и заявила. Основанная на одноименной пьесе юридическая драма с детективной подоплекой сопровождалась дисклеймером в конце фильма: зрителей просили не рассказывать о весьма неожиданной развязке.
Кажется, это был первый прецедент борьбы со спойлерами, которые реально могли испортить впечатление новому зрителю. Ведь если не знать концовку, то исход этого камерного и напряженного фильма может повергнуть в шок даже самого искушенного фаната детективного жанра.
«В 16:50 из Паддингтона» (1961)
Murder She Said
Во время поездки в поезде женщина видит, что в поезде на соседней ветке произошло убийство: мужчина задушил другую пассажирку. Свидетельница рассказывает об этом своей подруге мисс Марпл, и они вместе идут в полицию. Однако там им не верят: говорят, что на пришедшем поезде никаких трупов не было.
Режиссер: Джордж Поллок
В ролях: Маргарет Разерфорд, Артур Кеннеди, Мюриел Павлоу, Джеймс Робертсон Джастис
Есть предположение, что тело скинули неподалеку от резиденции Резерфорд-Холл, где живет старый скряга Лютер Крекенторп со своим семейством. Знаменитая сыщица просит еще одну свою подругу, профессионального завхоза, устроиться в дом Крекенторпов на работу и выведать тайну пропавшей девушки.
Первая экранизация романов о миссис Марпл, запустившая серию крайне популярных детективных фильмов. Одновременно с расследованием в картине Поллока присутствует и тонкий английский юмор: все классические штампы остросюжетных романов пародируются и выворачиваются наизнанку, довольно серьезный тон одноименной книги нивелируется — и это, кстати, не понравилось Агате Кристи.
Тем не менее, это все так же классический британский детектив. Если мисс Марпл сказала: «Убийство!» — так оно и будет!
Murder at the Gallop
В процессе сбора благотворительных пожертвований вечно попадающую в приключения мисс Марпл заносит в дом импозантного богача Гектора Эндерби, который совершенно внезапно умирает прямо у нее на глазах. Не веря в собственную удачу, неунывающая старушка берется за расследование, чем сильно раздражает инспектора Крэддока, вынужденного открыть дело по такому, казалось бы, пустяковому случаю.
Режиссер: Джордж Поллок
В ролях: Маргарет Разерфорд, Стрингер Дэвис, Роберт Морли, Флора Робсон
Но потом выясняется, что сестра покойного тоже уверена в том, что старика умертвили, и – вот это совпадение! – она умирает перед визитом мисс Марпл.
Сохраняя стилистику своего предыдущего фильма, Поллок еще больше усилил комический момент в этом по-кристиевски мрачном, нуарном сюжете о жадности до чужого богатства. Будто ополоумевшая от подвернувшейся возможности вновь распутать клубок убийств мисс Марпл вызывает одновременно и улыбку, и уважение — эта женщина точно знает, что в любой хорошей шутке есть доля детектива!
Боевитый настрой героини вновь вызывал вопросы у Агаты Кристи, но позже она познакомилась с исполнительницей роли, актрисой Маргарет Рутерфорд, и сменила гнев на милость. Главное, что никто не отнимал у зрителя витиеватый сюжет.
«Самое жуткое убийство» (1964)
Murder Most Foul
Во время вечернего обхода полисмен видит в окне женщину, висящую в петле под потолком. Ворвавшись в дом, он обнаруживает человека, пытающегося срезать веревку, на которой болтается повешенная. Мужчину сразу признают убийцей и планируют посадить далеко и надолго. И, конечно, находится несогласная с официальной версией — разумеется, это мисс Марпл.
Режиссер: Джордж Поллок
В ролях: Маргарет Разерфорд, Рон Муди, Чарльз «Бад» Тингуэлл, Эндрю Крикшэнк
След выводит ее к странной театральной группе, в которой каждый участник может быть потенциальным организатором. Чтобы выведать подробности, находчивая мадам устраивается в коллектив… в качестве актрисы.
Вопреки мрачной интонации завязки, это еще одна остроумная английская комедия с детективным флером и запутанной интригой. Если в предыдущих фильмах можно было кое-как методом исключения выбрать потенциального убийцу среди «самых невиновных», то тут каждый участник действия вызывает подозрения.
А энергетика неугомонной мисс Марпл даже отвлекает от того факта, что в оригинальном произведении Агаты Кристи на ее месте был… Эркюль Пуаро — еще один титулованный литературный сыщик.
«Убийство в "Восточном экспрессе"» (1974)
Murder on the Orient Express
Путешествующий в Лондон детектив Пуаро наслаждается поездкой в шикарном фирменном поезде «Стамбул-Кале». В какой-то момент к нему привязывается подозрительный американец, который ищет телохранителя, боясь, что кто-то должен его убить.
Режиссер: Сидни Люмет
В ролях: Альберт Финни, Лорен Бэколл, Мартин Болсам, Ванесса Редгрейв
На следующее утро поезд застревает в снежной буре где-то на территории Югославии, а беспокойного пассажира обнаруживают убитым в купе, запертом изнутри, с открытым окном, будто убийца выскочил наружу…
Наконец, по-настоящему серьезная экранизация Кристи, да еще и с блистательным актерским составом: Альберт Финни в роли Пуаро, Шон Коннери в роли статного полковника Арбэтнота, Ингрид Бергман в образе странноватой миссионерки, принесшем ей «Оскар».
Атмосфера холодного плена, в котором пассажиры поезда заперты наедине с убийцей странного американца, который может оказаться практически любым из них. Классический английский детектив в своей лучшей форме.
Death on the Nile
Очередная попытка Эркюля Пуаро выйти на пенсию и отдохнуть от бесконечных расследований оборачивается провалом: во время путешествия по Нилу на пароходе «Карнак» убита молодая миллионерша, вышедшая замуж за жениха своей завистливой подруги.
Режиссер: Джон Гиллермин
В ролях: Питер Устинов, Джейн Биркин, Лоис Чайлз, Бетт Дэвис
Найдено даже орудие убийства. Осталось лишь разобраться, чьими руками было совершено преступление. Но когда разгадка уже почти найдена, происходит еще два убийства, и все теории знаменитого сыщика рушатся. Кто-то даже пытается устранить его самого. Туристическая поездка превращается в новое расследование.
Хотя для продюсеров этот фильм стал в некотором роде коммерческим провалом (после успеха «Убийства в "Восточном экспрессе"» они ожидали сорвать еще больший куш), а Питера Устинова признавали не таким колоритным, как Альберт Финни, картина все равно нашла свое место в сердцах любителей детективных историй и стала стилеобразующей для целого ряда последователей.
Вдобавок ко всему, это невероятно красивое зрелище: атмосфера эпохи образцово выдержана в костюмах, музыке и антураже. Сейчас новый вариант экранизации книги планирует снять Бен Аффлек.
The Mirror Crack'd
В маленькой деревушке Сэнт-Мэри-Мид (где, как известно, всегда жила мисс Марпл) ожидается большое событие: приезд звезд кино, готовящихся ко съемкам в новом фильме знаменитого режиссера. Среди них — популярная актриса Марина Грегг, которая устраивает фуршет для местных жителей.
Режиссер: Гай Хэмилтон
В ролях: Анджела Лэнсбери, Джеральдин Чаплин, Тони Кертис, Эдвард Фокс
Во время празднества одна из жительниц умирает — как потом выяснится, от яда в бокале, который предназначался для Марины. Ну а где убийство, там и Марпл — энергичная старушка быстро распутывает клубок страстей в съемочной группе и узнает много интересного о ее участниках.
Одна из самых неоднозначных и непростых экранизаций Агаты Кристи, а потому особенно интересная. Режиссер «бондианы» Гай Хэмилтон помимо детективной повестки вложил в фильм скрытую иронию над «долиной грез»: звезды американского кино оказываются настоящими музеями пороков, скрытых под красивым фасадом публичного мнения, что лишь усиливает и без того лихо закрученную интригу.
Для усиления эффекта, режиссер позвал на роли немало актеров классического Голливуда — от Элизабет Тейлор до Рока Хадсона, который сам, в тон фильму, долгое время был вынужден скрывать свою гомосексуальность.
Evil Under the Sun
Нелегкая заносит Эркюля Пуаро на островок посреди Адриатического моря, куда он приехал по делу о подмене дорогого бриллианта. Там он оказывается в отеле, принадлежащем экс-фаворитке короля выдуманной страны Тирании, в компании людей разного уклада жизни и характера, которых объединяет одно — всеобщая ненависть к красотке Арлене, жене одного из постояльцев, которая, возможно, присвоила себе бриллиант.
Режиссер: Гай Хэмилтон
В ролях: Питер Устинов, Колин Блейкли, Джейн Биркин, Николас Клэй
Так что, когда одним добрым утром ее находят мертвой, каждый из гостей отеля попадает под подозрение Пуаро — но все, как один, невиновны.
И снова Гай Хэмилтон берет детективную основу, чтобы поговорить о жадности и зависти. Морализаторский тон фильма подчеркивается тем, что убитая — бывшая знаменитая актриса, а двое подозреваемых, супружеская чета Гарднеров — продюсеры, продавшие права на шоу с ее участием, от которого та публично отказывается.
Клубок интриг схлопывается, обнажая непривлекательную изнанку жизни успешных людей творческой богемы: за каждым благим намерением почти всегда стоят расчет и корысть. Дерни за веревочку — и скелеты полетят из всех шкафов.
Классический сюжет о группе незнакомых друг с другом людей, приехавших на отдаленный остров по приглашению некоего человека, пообещавшего пышный прием для своих гостей. Во время ужина слуги ставят пластинку с записью голоса неизвестного, обвиняющего каждого из присутствующих в одном или нескольких убийствах.
Режиссер: Станислав Говорухин
В ролях: Владимир Зельдин, Татьяна Друбич, Александр Кайдановский, Алексей Жарков
После этого участники странного представления начинают умирать один за другим согласно строчкам из дурацкой песенки, слова которой начертаны на табличках по всему дому.
Преимущество картины Говорухина перед другими в том, что она не пытается экспериментировать с тональностью произведения, не пытается внедрить комедийные элементы и иносказательность.
Хоть фильм и советский, это одна из лучших, по-настоящему английских версий знаменитого сюжета: мрачный ход событий детектива жанрово формируется в трагедию людей, у каждого из которых за душой есть что-то, о чем никто не хотел бы вспоминать.