10 самых смешных фильмов прошлого века
Какими бы креативными и талантливыми ни были современные режиссеры комедий, все же главные жемчужины этого жанра уже были сняты в ХХ веке. Time Out вспомнил 14 картин, которые могут довести до слез — в хорошем смысле.
«В джазе только девушки» (Some Like It Hot, реж. Билли Уайлдер, 1959)
«Я не могу быть твоей женой, потому что я мужчина!» — «У каждого свои недостатки». По одному финальному диалогу — одному из самых известных в истории кино — уже понятно, что великий травести-фарс Билли Уайлдера за 62 года не только не утратил остроты, но стал еще злободневнее. Тони Кертис и Джек Леммон в платьях, Мэрилин Монро — в самой человечной роли в карьере и главная тема этого по сей день поражающего дерзостью фильма — иррациональность людского счастья.
«Жизнь Брайана по Монти Пайтону» (Monty Python’s Life of Brian, реж. Терри Джонс, 1979)
В 2015 году, начавшемся с нашествия варваров в редакцию одного сатирического издания и продолжившемся «Тангейзером» и вандализмом боевиков-исламистов, религиозные институты и фанатики остаются самыми проблемными, а значит, и основными мишенями для юмориста. В этом контексте фильма важнее «Жизни Брайана» для современного мира нет: «Монти Пайтон» с клерикальной косностью, принятыми за веру предрассудками и слишком серьезным отношением (к чему угодно) разделывается безжалостно.
«Любовь и смерть» (Love and Death, реж. Вуди Аллен, 1975)
С каждым новым охранительным решением министра Мединского и его подчиненных не в меру подобострастное отношение к забронзовевшим «сакральным» текстам русской культуры все больше кажется преступлением против здравого смысла.
В наказание всем консерваторам — самая истерически смешная картина Вуди Аллена, убийственная пародия на «Войну и мир», Достоевского, а главное, очень русское (и очень алленовское) чувство собственной богоизбранной исключительности.
«Аэроплан!» (Airplane!, реж. Дэвид Цукер, Джерри Цукер, Джим Абрахамс, 1980)
«Не лучшее я выбрал время, чтобы перестать нюхать клей». Как не бывает неподходящего времени для того, чтобы пересмотреть «Аэроплан!» — не просто комедию, но мать всех кинопародий последних сорока лет. Программную цукеровскую нетленку можно и сейчас вносить в Книгу рекордов Гиннесса. Нигде больше нет такого количества удачных шуток на минуту экранного времени, будь то полноценные скетчи вроде обнаружения куклы для интимных практик в кабине пилота или же мимолетные, на одних выражениях лиц построенные гэги.
«Продюсеры» (Producers, реж. Мел Брукс, 1968)
Объектами пародии Мела Брукса в «Продюсерах» служат не только первобытные нравы дельцов от шоу-бизнеса, но и традиция сочных, чрезмерных американских шоу как таковых – причем на характерном примере подставного мюзикла о нацистской Германии.
Получается, что Брукс работает здесь не просто с пошлостью, но с пошлостью в кубе — ко всеобщей, надо заметить, радости. Если бы автора «Продюсеров» волновали вопросы хорошего вкуса, мы бы никогда не увидели великого, сдобренного свастикой китча в центральном музыкальном номере «Весна для Гитлера».
«Цветок кактуса» (Cactus Flower, реж. Джин Сэкс, 1969)
В 2000-х этот фильм о дантисте, его медсестре, любовнице и ее соседе не без пары смешных шуток переснимут с Адамом Сэндлером — но смотреть нужно, конечно, не ремейк, а оригинал.
Как минимум потому, что Уолтер Маттау, Ингрид Бергман и Голди Хоун — не Сэндлер, Дженнифер Энистон и Бруклин Декер. Давно ли вы смотрели комедию с таким актерским составом? Еще важнее то, что оригинал демонстрирует редкую по нынешним временам отвагу в увлеченности проблемами класса. Оттого шутки получаются только реалистичнее, тревожнее, а значит, и чаще попадают в цель.
«Леди Ева» (The Lady Eve, реж. Престон Стерджес, 1941)
Почти идеальный ромком, перед простодушной дерзостью (несмотря на цензурный кодекс Хейса) и жизненной наблюдательностью которого ничтожны так или иначе вышедшие из находок Стерджеса современные любовные комедии.
Генри Фонда и Барбара Стэнвик гениально воплощают сведенные волей автора архетипы — профессора-зануду и разбитную аферистку. Это столкновение дает повод и для слэпстика, и для сердечной драмы. Типичная шутка: «Идеальный офис для женщины — залитая лунным светом палуба».
«Ниночка» (Ninotchka, реж. Эрнст Любич, 1939)
По сей день исчерпывающее комедийное исследование темы «русские за границей» — даже довольно льстящее нам, учитывая, что гостью из СССР, товарища Ниночку, здесь играет Грета Гарбо. В остальном Любич предугадал все на десятилетия вперед: частый стыд, неизбежный политический подтекст (удивительным образом шутки про Сталина за 70 лет стали из наивных смешными), карикатуры культурного диалога и искренняя, не тронутая цинизмом человечность.
«Тутси» (Tootsie, реж. Сидни Поллак, 1982)
«Я горжусь, что на мою долю выпало счастье быть женщиной, оставаясь при этом мужчиной», — заявляет Майкл Дорси.
В эпоху актеров и их персонажей, от которых буквально разит тестостероном — Сильвестра Сталлоне, Харрисона Форда и Арнольда Шварценеггера — Дастин Хоффман надел женскую одежду. Комичная составляющая сопровождает в фильме более драматическую: перевоплощение необходимо Дорси для того, чтобы стать более вдумчивым и заботливым человеком, поскольку он смотрит на мир с другой точки зрения. Остроумная комедия легко смотрится и сегодня благодаря титаническим усилиям ее создателей.
«Мышьяк и старые кружева» (Arsenic and Old Lace, реж. Фрэнк Капра, 1942)
Успешная пьеса, которая перекочевала на экраны с Кэри Грантом в главной роли в виде черной комедии. Необычное детище Фрэнка Капры — нечто вроде триллера — в свое время пришлось по душе и зрителям, и критикам.
Спустя 77 лет многие все так же называют эталонной историю о двух тетушках, убивающих постояльцев дома престарелых. Однако Капра опытным путем доказал, что черная комедия может обойтись без крови и насилия.
«Мошенники» (Frauds, реж. Стефан Эллиотт, 1992)
В своей довольно странной картине Стефан Эллиотт уверенно и весело деконструирует штампы, а главного персонажа делает живой копией мифического Локи. Герой Фила Коллинза — трикстер, который не намеревается делать добро или причинять кому-то зло. Он просто развлекается, вводя в недоумение зрителей и всех вокруг себя. Не забывает режиссер и о том, что он снимает триллер, поэтому картина вызывает искренний смех и напряжение попеременно, что можно назвать высоким уровнем мастерства.
«Любовь и голуби» (реж. Владимир Меньшов, 1984)
Одна из самых любимых кинолент советского и российского зрителя подойдет хоть под вечерний отдых в воскресенье, хоть под праздничный обед на 8 Марта и прочие торжества.
Лирическая комедия о прощении не рассказывает невероятную историю, а лишь переводит ее на язык кинематографа: появляются голуби, чрезвычайно необычная героиня Людмилы Гурченко и колоритные соседи. И все же один секрет картины разгадать не так-то просто — как, пересматривая ее снова и снова, можно находить в ней что-то новое?
«Эйс Вентура: Розыск домашних животных» (Ace Ventura: Pet Detective, реж. Том Шэдьяк, 1994)
Невыносимый и невыносимо смешной персонаж Джима Керри — детектив, который расследует дело о пропаже дельфина, талисмана местной футбольной команды. Как и те, кого он ищет, Эйс непосредственен и полагается на интуицию, поэтому зачастую у Керри есть идеальная возможность продемонстрировать свою виртуозность в физической комедии и невероятное чувство юмора. Пошлость в этой части авторы оставили немного в стороне, но вот в сиквеле детектив разойдется не на шутку.
«Большой Лебовски» (The Big Lebowski, реж. Джоэл и Итан Коэны, 1998)
Уолтер и Донни оказались в нестандартной, но презабавной ситуации, когда их друга Дюдю перепутали с миллионером-однофамильцем. Фильм братьев Коэнов с правильной дозой ненормативной лексики, живыми персонажами и всеми оттенками иронии стал культовым почти сразу. Повинен ли в этом сюжет, движимый сплошным идиотизмом, или обаяние инфантильных героев, выдающих запоминающиеся перлы, но «Большой Лебовски» эксцентричен и оттого крайне привлекателен.