Тарас Багинец: «Ощущать себя в соавторах у Баха почетно»
Выпускник Харьковского института искусств по классу фортепиано и органа Тарас Багинец совершенствовал свое мастерство у ведущих европейских профессоров. Сегодня его день расписан по минутам, а его имя можно услышать на крупных концертных площадках России и мира. Незадолго до его приезда в наш сибирский город TimeOut поговорил с маэстро о музыке, путешествиях и о том, что необходимо знать начинающему музыканту.
Тарас, когда впервые услышали орган и почему предпочли именно этот инструмент для исполнительской карьеры, а не фортепиано?
– Каждый музыкант в конечном итоге скажет примерно одно и то же: когда-то он просто почувствовал, что это ЕГО инструмент, и с этого времени они не расстаются. У меня такой момент случился в 12 лет, когда я со своими одноклассниками в общем-то случайно попал на органный концерт. А спустя два с половиной года, поступив в музыкальное училище, сумел убедить руководство фортепианного отделения на организацию в училище факультативного класса органа. С тех пор я свою жизнь без органа не мыслил.
И есть ли в этом влияние вашей семьи?
– Нет. Хоть в моей семье музыку любят, все равно решение стать музыкантом принимал я сам. Хотя с другой стороны, сказать, что влияния не было, тоже будет неправильным. Ведь родители водили меня в музыкальную школу даже тогда, когда я не хотел туда идти, а хотел погонять мяч с друзьями на стадионе. Но родители находили какие-то немыслимые аргументы, и в итоге я совмещал футбол и музыку.
Вы совершенствовали свое мастерство у ведущих профессоров Европы: Х. Вальтера, М. Бекера, Л. Ломанна и других. Насколько отличается европейское образование от российской школы, и где молодым музыкантам постигать азы: в родной стране или, напротив, за рубежом?
– Довольно сильно отличается, и это не удивительно. Ведь органной культуре в каждой из стран Европы по нескольку сотен лет и она тесно связана с доминирующей там церковью. А в России органное искусство относительно молодое и у него исключительно концертная направленность. Ведь православная церковь использование органа в службах не предусматривает. На Западе же происходит обучение как концертному исполнительству, так и церковной службе на органе.
Вы много гастролируете, а какой город считаете «своим»?
– Харьков. Город, где я родился, куда я теперь приезжаю только в гости к родителям или на гастроли. Что касается концертной деятельности, график настолько плотный, что нередко подолгу не вижу собственную семью. Такова участь любого гастролирующего артиста, и семья с этим мирится.
Сильно ли отличается публика в зависимости от города или везде хорошо принимают?
– Вообще российские слушатели очень доброжелательные, и играть для них всегда приятно. Чем крупнее город, чем прочнее в нем традиции классического музыкального искусства, тем взыскательнее публика. Меня это радует еще и потому, что играть сложные концептуальные программы всегда интереснее, нежели органный поп-набор, в духе ре-минорной Токкаты, Адажио Альбинони и Токкаты Бёльмана. Конечно, популярную органную музыку тоже приходится играть, ведь необходимым условием «концептуального творчества» является финансовая возможность филармонии все это артисту разрешать, а также наличие слушателей, желающих все это выслушать. Вот с публикой и вырабатываем своего рода компромиссы.
Можете вспомнить место, где вам приходилось выступать, которое запомнилось надолго? И почему?
– Таких мест много. Существует немало замечательных органов, прекрасных залов и соборов, и я стараюсь играть только те программы, которые мне интересны. Из последних выступлений мне очень дорог апрельский концерт в Москве в Соборе Непорочного Зачатия, где всегда играется с особым удовольствием. И пасхальная программа в моем исполнении, надеюсь, доставила слушателям такое же удовольствие, как и мне.
В вашем репертуаре произведения в основном классических авторов, а пробовали ли вы перекладывать современные произведения на орган? Часто импровизируете?
– Транскрипции для органа — это особенная часть искусства органиста, которой надо заниматься всерьез. У меня были и есть произведения, которые хотелось бы переложить для органа, но, к сожалению, на это нет времени. Напряженный гастрольный график не дает возможности этим заняться, остается только мечтать. К тому же импровизации это совершенно самостоятельное искусство, которое надо изучать серьезно. К сожалению, в России, в Украине, да и в других странах бывшего Союза искусству импровизации в консерваториях не обучают — некому. В европейских же академиях классы импровизации существуют.
Где черпаете вдохновение для игры?
В нотах. В книгах. В истории. В общении с другими людьми.
Прибыльно ли быть музыкантом-органистом в России? Были ли приглашения уехать за рубеж?
– Думаю, тем, кто хочет извлекать прибыль, в органной музыке пока делать нечего. Надо идти на биржу, в депутаты, в бизнес. Органисты всегда были и остаются одной из наименее оплачиваемых профессий среди музыкантов. Приглашения уехать за рубеж были как в 90-е годы, так и в 2000-е. Но мне гораздо интереснее работать в системе регулярных светских органных концертов, а в Европу ездить с разовыми гастролями. Тем более этот выбор кажется правильным, если учесть, что по сравнению со временем даже 10-летней давности доходы органистов в Европе и России чуть подровнялись, такой пропасти, какая была в 90-е годы, сейчас нет.
Какую программу представите в Омске?
– В Омске представлю 2 программы: «И. С. Бах. ПАССИОНЫ». Эта программа о Страстях и Пасхе. «Страницы истории органа». Это больше образовательная программа, рассчитанная на тех, кто впервые придет на органный концерт или просто хочет узнать больше об органе.
С чем связано ваше регулярное участие в конкурсах?
– С желанием устраивать себе небольшие исполнительские развлечения. Небольшие приключения со счастливым (хотя и не всегда) исходом.
А не было ли желания написать учебник для молодых органистов, поделиться опытом?
– Учебники пусть пишут другие, более опытные, преподающие в консерваториях органисты. Да и нужны ли они, эти учебники? Личное творческое общение педагога и ученика даст гораздо больше, нежели любой учебник. А если еще и ученик будет любознательным, то тем более.
Почему в вашем репертуаре основное место отведено произведениям Баха?
– Думаю, у подавляющего числа органистов в России и Украине произведения Баха составляют значительную часть репертуара. О себе такого сказать не могу, все-таки стараюсь играть разнообразные программы. Однако считаю, что баховские сочинения и монографические концерты (как тот, что я буду исполнять в Омске) очень важны. Ведь именно баховская органная музыка является ориентиром в мало изведанный мир органной музыки.
Не было ли желания поставить шоу-номер для органа?
– У меня нет желания ставить шоу-номера для органа в духе исполнения «Революционного этюда» Шопена или «Полета шмеля» в педали. Хотя некоторые коллеги за это «Грэмми» получают. Каждому свое.
Когда выдается свободная минутка, как любите ее проводить?
– Люблю почитать. Особенно хорошо читается в гастрольных поездках. А дома, когда выдается свободная минутка, с радостью отдаю ее любимой семье — жене и дочке.
Куда после Омска?
– Домой. Вообще апрель выдался для меня напряженным — гастрольные выступления в семи городах России с пятью различными программами — это серьезная нагрузка. Но отдохнем летом. Сейчас — финальный аккорд сезона.