Сегодня такие женщины… раритет | Театр | Time Out

Сегодня такие женщины… раритет

Светлана Полякова   16 апреля 2010
3 мин
Сегодня такие женщины… раритет
Звезда «Сатирикона„ впервые сыграет в постановке создателя театра Константина Райкина “Деньги„ по пьесе Островского “Не было ни гроша, да вдруг алтын».

Что актуального есть в пьесе Островского стопятидесятилетней давности?


Островский невероятно современен как драматург, уже не говоря о том, как разнообразно его можно поставить на сцене. Что сказать об основной идее нашего спектакля? Что не в деньгах счастье? Что бедность очень унизительна? Очень! Что она может стать препятствием для любви, а может помутить сознание людей и толкнуть их на какие-то ужасные поступки? Что надо проживать каждый день, не забывать любить и наслаждаться жизнью, даже если ты беден? У Островского столько направлений и глубочайших мыслей, что бог знает, на какие раздумья может навести его пьеса. А как пронзительно он пишет о любви! Надеюсь, это тоже будет в спектакле. Пусть каждый найдет в нем свое.


Действие в спектакле перенесено в наши дни, на неблагополучную окраину Москвы…


При этом мы не изменили и не убрали ни единого слова из текста Островского. «Самовар» заменили на «чайник»: «Не одолжите ли нам чайник?» А остальное — вплоть до «сумлеваться» — сохранено.


Кем из героинь Островского вы себя видите?


Я не могу сказать, что вижу себя среди тех или иных героинь. Даже не могу определить роль-мечту. Которую дают — та и становится мечтой. У меня есть, например, большой опыт работы с Юрием Бутусовым — когда начинаешь репетировать одну роль, в середине пути репетируешь уже другую, а спектакль выпускаешь в третьей. «Короля Лира» я начинала Гонерильей, а закончила Реганой. Я пыталась сопротивляться: ведь как-то успеваешь влюбиться в свою героиню, примеряешь ее на себя, и вдруг такая «ампутация» без наркоза.


То есть вы не искушаете судьбу мечтами, ждете, что дадут…


Наверное, они есть, мечты, «вот если бы, когда-нибудь»… Например, мне хотелось бы встретиться с античной драматургией. С Чеховым, с Гоголем, к которому я прикоснулась только в этом году — принимала участие в работе над его «Портретом» в Музее Пушкина.

А нынешним распределением была удивлена. Роль Анны — драматической героини, жены Крутицкого. Персонаж очень светлый, чистый, со стержнем. Сегодня такие женщины эксклюзивны… нет, не подходит к ним это модное слово. Раритетны.


Принято считать, что нет ничего скучнее, чем играть положительную героиню…


Да, так бывает. Но мы с режиссером, наверное, смотрим в одном направлении — не будет у него героини скучной. Островский такой сочный, такой острый, такой удивительный драматург, что все его роли без исключения мне кажутся интересными. Там столько раскрывается пластов! Столько драматизма! А юмор, казалось бы, невысекаемый. А ведь высекается, потому что заложен драматургом.