Утомленные солнцем -2: получилось ли кино великим?
Премьера «великого кино» состоялась 17 апреля в новосибирском кинотеатре «Синема парк», где приезд депутатов, ветеранов, а также приветственная речь самого Никиты Сергеевича обозначили открытие премьерного дня. Все находились в предвкушении новой картины, в которой выживший в лагерях Котов попадает на войну. Казалось бы, фильм целиком и полностью должен быть посвящен войне. Однако, сам Никита Михалков заявил, что «Предстояние — не фильм о победе, а кино о том, в каких условиях эта победа ковалась».
Собственно, главным героем фильма стала не сама война, а человек на войне. Котов и история судеб других героев, условия сражений и выживания, а так же поиск жизни и вера в нее. Скажем, тема войны — очень трудный материал, сложный в своем воспроизведении, не говоря уже о современном видении истории. Художник, создающий кино о войне, темой вынужден быть гениальным: ему необходимо учитывать запросы нынешнего зрителя, погрузить его фильмом в военную атмосферу, позволить поверить в происходящее на экране… И если с первым и вторым, более менее, Михалков справился, то с главным — верой — справиться не удалось. Актерам — веришь, а как только актера нет в кадре — не веришь. Парадоксальное явление, после чего ощущение от фильма остается каким-то отрывочным. Как будто нам показали набор красочных короткометражек, слепленных в трехчасовую программу о войне. С другой стороны, нельзя не признаться, что фильм смотрится целостно и напряженно, просто делаешь скидку на кинематографические приемы, в которых, как кажется, и есть соль «не верю». Однако, совершенно прекрасна в своей роли Надежда Михалкова, которая замечательно сыграла чувство «веры» как главного героя. Смотря на нее, все скептические разговоры о продвижении детей звездного режиссера на экраны отметаются. Девушка действительно талантлива и эпизоды с ее участием — одни из самых сильных. Вспомнить хотя бы момент крещения на мине или сцену, когда она прячется в колосьях от немцев, всполошивших деревню.
Так и получается, Никита Михалков снял фильм, который получился исключительно авторским. Да-да, именно авторским, потому как даже впечатление «отрывочности» это почерк режиссера. Тем более, художник сам волен творить по-своему…
Ветераны, вышедшие в фойе кинокомплекса после фильма, не стесняясь, громко заявляли: «Ох уж этот Михалков, творит что хочет! Беспредел… Вранье!». Депутаты давали скромные комментарии о могучем кинематографе в лице Никиты Михалкова. А остальные зрители стеснительно стояли в холле и наверняка не могли понять, как оценить только что увиденное. Понравилось или не понравилось? Более того, великое или не великое кино получилось?