Продолжаю изобретать непристойные названия для кулинарных шедевров
Гоголевская «Женитьба» так часто и с аппетитом ставится, что зритель знает ее наизусть. Чем будете удивлять?
Две вещи мне были симпатичны с самого начала в концепции режиссера — отсутствие гротеска, выпуклости и бережное отношение к тексту. Я благодарен Олегу Тополянскому, что это не ярмарочный Гоголь — «кому-то румянец, кому-то брови налепим, кому-то толщинки наложим — мы вам сейчас сделаем так смешно». Сам текст безумно красивый и смешной. Переставил местами «как», «бы», «же», «однако» — и понимаешь, что по-другому звучит. Теряется какой-то флер, аромат прекрасный. Можно ведь просто сказать: «Прескверно, если тебе откажут». А у Гоголя: «А преконфузно же, однако, должно быть, если тебе откажут». Причем, когда просто читаешь пьесу, кажется: как здорово, как все понятно! А начнешь в ней ковыряться… Проходишь сцену, представляешь ее, потом берешься за следующую — и возникает ощущение, что ее писал пьяный.
Вы сами впервые женились в возрасте Подколесина — в 38 лет. Вам близок был его образ мыслей?
Образ мыслей был буквально по гоголевскому тексту: «Ну что, в самом деле. Вот так живешь-живешь, и такая скверность, наконец, становится… Право, самому становится совестно». Табаков мне давно говорил: «Старик, театр, творчество — это все замечательно, но вот когда ты женишься, когда появится ребенок, ты поймешь, что весь смысл жизни поменяется абсолютно». Правда! Есть профессия, это прекрасно, но полностью я отдаюсь только семье и ребенку. Но все-таки у Подколесина другая история. Все-таки он не встретил ту, которую встретил
я — барышню, про которую понял, что вот она, моя история, она будет прекрасной женой и прекрасной мамой. Долго я дожидался. Но мне кажется, никогда не надо спешить.
Но ведь и Агафья Тихоновна Подколесину тоже нравилась…
Да! И он выпрыгнул в окно не потому, что она ему не глянулась. А в силу заложенного в его организме какого-то иммунитета. Который вдруг сработал. Сам организм в определенный момент отключает мозг, эмоции и чувства и пытается сохранить человека таким, каков он есть. И у нас в спектакле, когда у Гоголя уже и текст
заканчивается, Подколесин все еще готов жениться, он ждет ее, и вдруг раз — и выпрыгивает. На автомате.
Вы ответили на два вопроса: «надо ли Подколесину жениться?» и «почему он выпрыгнул в окно?». Остался третий: зачем Кочкареву его женить?
Человек, которого неудачно женили (помните, он спрашивает сваху: «На кой черт ты меня женила?»), выходит из дома, где находиться невозможно, где жена и дети, плаксивые, сопливые, и хочет хорошо провести свободный
вечер. Он приходит к Подколесину, по ремаркам Гоголя, с бутылкой шампанского. Ему нужна ТУСА. Он хочет устроить себе шоу. Если бы Подколесин к этому моменту сам решился ехать в церковь, Кочкарев, наоборот, сделал бы все, чтобы расстроить этот брак. Он просто устраивает себе развлекалово. Я вообще не уверен, что моя роль — Подколесин. Возможно, я — Кочкарев.
Чего вам не хватает в профессии?
Большой серьезной театральной работы. Есть несколько новых спектаклей, которые я не считаю своими открытиями — судью в спектакле «Фигаро», отца в «Отцах и детях». Эти роли — не события в творческой жизни артиста. Я работал с удовольствием, легко, но это не «Воскресение. Супер».
Какую роль на себя примеряете?
Здесь важна не только роль, но и режиссер.
Тогда кто режиссер?
А вот это проблема очень большая. Из тех, с кем я работал, — Адольф Шапиро. Давно это было. Не ставился спектакль про какие-то (материться хочется!) глобальные вещи («вот здесь я намекну на фашизм, а здесь — еще
на что-нибудь»). Шапиро просто делал пьесу «На дне». Я узнал столько об этой пьесе! Я питался от режиссера, как от дойной коровы. Второй — Бутусов. Хотя было настолько сложно, что на первом этапе я готов был его
задушить, потом была стадия, когда мы перешли на общение по имени-отчеству, и я даже сказал ему: «Давай, пока не началось, хоть я человек и не скандальный, возьми другого артиста. Чтобы тебе было проще и я себе нервы не мотал». Потом как-то посидели поболтали. Все стало на свои места. «Издеваясь» надо мной в работе, он вытащил из меня столько всяких вещей! И сегодня мы с Юрой — близкие друзья. Он очень талантливый и не покупается на дешевку.
Подколесин, прежде всего, не решался изменить свой образ жизни. А как отразилась женитьба Виталия Егорова на его образе жизни? Помнится, будучи холостяком, вы любили изобретать кулинарные шедевры и давать им непристойные названия…
Продолжаю изобретать, но названия произносятся вслух, только если ребенка поблизости нет.
Кроме того, прежде вы разводили домашние цветы…
Цветов по-прежнему много. Приучил дочь цветы нюхать, а не рвать. А листья гладить.
А еще до женитьбы вы собирались купить машину…
Собирался, но до сих пор не решился — совсем как Подколесин.