Путеводитель по «Арме»
Одним из первых модную европейскую политику перенял завод «Арма». Бывший Московский газовый завод, построенный в 1865 году, обеспечивал газом 3000 фонарей по всему городу. Когда в конце ХХ века завод перепрофилировали под выпуск газоопорной арматуры, в возникло название «Арма». В 2002 году завод приостановил свою работу, в кирпичные цеха и круглые газгольдеры стали въезжать арендаторы. Сначала, как и было заведено в Москве, площадку стали осваивать владельцы торговых и складских помещений. Однако шесть лет назад все изменилось, и красоту кирпичных стен и потолков высотой 7 метров заметили творческие объединения и дизайнеры. На территории бывшего завода постепенно стал формироваться так называемый «квартал креатива».
«Газгольдер»
Правда, если хочется что-то узнать про «Арму», сначала надо идти в «Газгольдер». Именно «Газгольдер» первым въехал на «Арму» шесть лет назад и сделал из пустующего завода модное место. Несмотря на то, что клуб с самого начала был закрытым и только для своих, внимание к «Арме» это привлекло немедленно, и жизнь в этом районе пошла по новому направлению. За «Газгольдером» на «Арму» потянулись Денис Симачев, Катя Гомиашвили, Полина Волошина и другие. Здесь же открыли творческое пространство и мастерские для художников Gazgallery. В «Газгольдере» теперь дают спектакли (расписание на сайте www.gazgolder.com, цена билетов — 500 р.). Например, весь апрель на сцене шла психиатрическая комедия Олега Груза «Рвы» и выступал театр клоунов «Микос». Этой зимой арт-директор «Газгольдера», художник Дэн Крючков выступал в качестве художника-постановщика в спектакле Олега Кулика, который тот давал в Париже на столетие «Дягилевских сезонов». «В проекте у нас еще постановки Сорокина, свой продюсерский центр (“Газгольдер” поддерживает рэпера Ноггано), а в идеале — создание кабаре, — рассказывает Дэн. — А летом мы будем участвовать в фестивале “Архстояние 2010”».
Тема современного искусства для Творческого объединения «Газгольдер» ключевая. Здесь выставляется все, что было создано за время существования Gazgallery, а это больше ста картин. Экспозиция постоянно меняется, зал «Газгольдера» на такой объем не рассчитан. Работы остальных художников можно увидеть на еще действующем сайте www.gazgall.ru. А вот с бизнесом все уже совсем не так, как с искусством. Закрытого клуба больше не существует, и в то время, когда нет спектаклей, «Газгольдер» работает как обычный ресторан. Это решение принято вслед за повышением арендной платы. А вот после «Газгольдера» можно и на «Арму».
После очередной процедуры полного сканирования оказываешься на территории с огромным количеством зданий разной степени давности и привлекательности. Внутри, конечно, висит схема, но лучше распечатать с сайта свою, если хотите попасть куда-нибудь конкретно. Вывески есть далеко не на всех объектах.
Днем здесь кипит жизнь, работают шоурумы, магазины, несколько глянцевых редакций и даже автомастерская. Посреди этого муравейника скромно, в углу, притаился ангар 5а. Не самый заметный на вид, он, конечно, тут самый главный. Опознается по цитате главного редактора Menu Magazin Азамата Цебоева «Жизнь — богаче воображения!». Именно сюда однажды переехал Денис Симачев и позвал с собой друзей: Катю Гомиашвили, редакцию журнала Menu и студию Firma.
Студия Дениса Симачева переехала на «Арму» вслед за «Газгольдером» по личному приглашению одного из прежних владельцев завода. В то время здесь не было вообще ничего, вокруг еще работали цеха, и ни о каком креативном кластере речи и не шло. Это пространство было уникальным не только по архитектуре, но и по духу. Денис увидел в этом подступающую к Москве эпоху, в которой заводы на грани остановки получат новую жизнь. Его идеей было позвать сюда друзей и устроить в Москве подобие «Сохо». В кабинет Симачева с настоящей юртой ведет широкая лестница, уставленная кадками с цветами. В соседнем зале готовят лекала и пришивают бирки «Denis Simachёv». Глядя на зеркальные шары, салатовый рояль, ковры, уложенные внахлест, и диджейский пульт по центру, недоумеваешь, почему же это место опустело. «С открытием в 2007 году бара в Столешниковом все основные события студии переехали туда, — рассказывает менеджер Оля Карпова. — Нельзя сказать, что площадка на “Арме” уснула, но мы не хотим ее тиражировать. Сейчас атмосфера на заводе уже не та, что прежде, появилось много случайных людей. Мы по-прежнему держимся тесным кругом. Дружим с Menu и “Снобом”, вот раньше играли со “Снобом” в покер вечерами в нашей студии. Иногда заходят ребята из Low Budget Family поиграть нам на вертушках».
Нижний Сусальный пер., 5, стр. 5а
посмотреть на карте
Шоу-рум Н&M открылся в строении 5а год назад. Место было выбрано не случайно. Во-первых, у бренда Н&M очень жесткие требования к пространству шоу-рума. Оно должно быть просторным, светлым, с белыми стенами. Здесь все так. Шоу-рум Н&M — место закрытое, здесь проводят презентации коллекций, собирают стилистов и звезд, которые заглядывают сюда за капсульными коллекциями. На выходе у курительного диванчика нервно мнутся две девицы. Кирпичные стены и черная арматура окончательно их дезориентировали, а вообще-то они в H&M. Шоу-рум в итоге они нашли — к двери ведет красная ковровая дорожка, — но зайти так и не рискнули. Хотя в этом здании юные барышни чаще появляются по другому поводу: этажом выше расположилась мастерская Полины Волошиной — автора кукол Mooqla.
Лестница и коридор, расписанные граффити с верными дизайнерскими слоганами «Творить» и «Отлюбить», ведут в маленькую студию Mooqla. В ней находится все — отливаются куклы, шьется одежда, приходят гости и клиенты. Здесь же сама Полина доводит своих кукол до идеала: красит их (как оказалось, лаком для ногтей) и причесывает. Куклы сидят стройными рядами на полках, а вся одежда собрана в большую коробку — покупательницы, в основном девочки, могут часами рыться в ней, выбирая новые наряды. Коллекция одежды обновляется раз в несколько месяцев, а вот коллекция кукол — раз в год. Каждый год Полина придумывает четыре-пять новых лиц и сначала лепит их из фимо вручную. Именно поэтому лица получаются очень человеческими — асимметричными, и каждое — со своим выражением. А еще оказалось, что Полина ведет строгий учет своих кукол, выпуская не больше 300 экземпляров каждой модели. Об этом свидетельствуют номер, присвоенный каждой «мукле», и сертификат. Если на вашей кукле стоит №300, вы — счастливый и последний ее обладатель.
До начала своей карьеры Даша сама никогда не носила платья. Но эксперименты ставила именно на себе. Свою первую модель Даша продает до сих пор, и она пользуется популярностью. Это уже эксперимент — любопытно, как долго это платье будет держаться в хите продаж. В мае в Дашиной студии открывается магазин. «Нам здесь очень нравится, — рассказывает Даша. — Большое двухуровневое пространство, в котором мы смогли разместить сразу все. Постоянные клиенты могут не просто заехать в магазин за платьем, но и со мной повидаться, чай попить. А еще у нас прямо за стеной — фотостудия, в которой часто проходят съемки, и стилисты забегают к нам в последний момент набрать вещей для сессии».
У Даши в студии весело. Сюда часто приезжают звезды набирать платья для выхода. Примерочная очень маленькая, а звездам нужен другой размах, и они переодеваются прямо посреди зала. Случались и веселые казусы. «От прежних арендаторов нам достался домашний зверек — крыс. Его, наверное, здесь очень любили и даже подкармливали, и он чувствовал себя как дома. Выходил на середину студии, садился и начинал внимательно наблюдать за процессом. Вообще никого не боялся. Над дыркой в стене, откуда он всегда приходил, был даже нарисован домик. Мы решили с ним расстаться после случая с группой “Серебро”. Девушки приехали сюда в полном составе, и тут — он, вышел на примерку…»
Мультимедийный проект «Сноб», газета F5 и телеканал «Живи!» занимают все строение №19. Они переехали сюда в июне 2008 года. Автором дизайн-проекта выступил главный редактор Владимир Яковлев. Сейчас здесь огромный кирпичный лофт с деревянными полами и потолками высотой семь метров. В соседней башне сидят бухгалтерия, журнал «Русский пионер» и компания Jvision.
У медиагруппы «Живи!» почти полная автономия — собственная парковка, своя студия звукозаписи и телестудия, где записываются программы телеканала «Живи!» и «Сноб-шоу», свое кафе «Прайм Стар», в которое со стороны если и пускают, то только друзей. В планах у медиагруппы «Живи!» также свой детский сад для сотрудников. Еще есть секретная комната — склад шириной полметра, в котором креативный директор проекта Борис Акимов хотел сделать тайную телестудию. Акимов занимается тем, что придумывает для журнала и сайта новые и самоироничные форматы. Один из них называется «После первой», в котором участника фотографируют сразу после выпитой рюмки водки.
Проект оказался таким популярным, что на вечеринке в честь годовщины «Сноба» в нем приняли участие почти все члены клуба. В кабинете Бориса Акимова развешены его картины: «Они здесь потому, что дома для них уже нет места. А так все на виду, их часто покупают. Выбирайте, 1000 долларов».
У Бориса Акимова на «Арме» есть и другой персональный проект — «Лавка».
«Лавка» — это место, где можно заказать деревенскую еду: кур, гусей, сливочное масло и молоко. Для начала это будет небольшая территория метров в 100, откроется она как раз к началу сезона, в середине мая. Уже сейчас некоторые грядки зарезервированы. Все это получит свое отображение и на сайте — будет такая ферма, как на Facebook, но в основе будет самый настоящий огород.
Еще в «Лавке» будут кормить. Правда, по предварительным заявкам. В среднем по 500 рублей за обед. Готовить будет тетушка, выписанная из Молдавии, — профессиональных поваров не подпустят и на пушечный выстрел. «Повара думают не о процессе, а о технологичности, — уточняет Борис, — а мы хотим устраивать семейные обеды. Программа известна заранее, типология любая: сегодня — день тыквы, завтра — балканская кухня, потом — все, что любил Наполеон. Выбирайте и заказывайте билет, а мы будем точно знать, сколько ждать гостей и на сколько человек готовить. Все будет свежим, и ничего не пропадет зря».
К вечеру на «Арме» все меняется до неузнаваемости. С некоторых пор «Арма», хоть и называется кварталом креатива, ассоциируется все больше с клубным пространством. Днем здесь офисы и строгие билетерши, а вечером — свободный вход на территорию и пять клубов: «Arma 17», Discoteque, Copenhagen, «Секрет» и Vozduh, а еще есть музыкальный магазин и одна из крупнейших репетиционных баз в центре Москвы Red Gates.
Магазин электронной музыки Fixpunkt переехал на «Арму» чуть больше года назад с Горбушки. Здесь продают музыкальные диски, сувениры музыкальных лейблов, вроде фирменных полотенец или колоды карт лейбла Poker Flat, и микроколлекции начинающих российских дизайнеров, а больше своих друзей, например, студентки St.Martins Александры Дашиной. «К нам приходят и профессиональные диджеи, и просто любители, и знатоки музыки от 25 до 50 лет, — рассказывает управляющий директор Алексей. — На публику, которая приходит сюда в клубы, мы не сильно рассчитываем. И думаем даже, что новички на этой площадке, такие как Vozduh, сами должны рассчитывать на нашу аудиторию.
Магазин Smart Balls продает тюфяки собственного исполнения — кресла-мешки, наполненные сыпучими гранулами. С ними сотрудничают дизайнеры из студии Letterhead, журнала «ELLE Декор» и архитектурной студии «Арт-Бля.» Магазин открыт на «Арме» уже почти два года. «Когда мы въезжали, здесь чувствовался такой прекрасный шанхайский дух, — рассказывает исполнительный директор Олег Ковалев, — шоу-рум Симачева соседствовал с оптовой продажей колготок, а в соседнем ангаре стоял фургон с сосисками. Сейчас это место становится молодежным, модным и каким-то “пригламуренным”, а мы все-таки постарше и посерьезнее».
В магазине у Мити Веселкова продаются часы, сумки, очки и обложки на паспорт. Что-то ребята делают сами, что-то заказывают из прекрасного далека. У магазина, в отличие от большинства других резидентов, нет кирпичных стен, раньше здесь было обычное офисное пространство. Магазину на «Арме» комфортно: «У нас хорошие отношения с администрацией, да и аренда умеренная, — рассказывает Даниэлла, один из членов творческой команды. — Местных клиентов у нас немного, чаще всего к нам приходят люди из социальных сетей или после выставок, в которых мы регулярно участвуем. Гостей клубных вечеринок у нас нет — у нас же нет витринных окон, к нам в шоу-рум надо подниматься, а стоять и завлекать гостей вечеринок у входа нам не интересно. Думаю, они просто запоминают наш логотип и потом заходят на сайт».
Проект Vozduh раньше находился на Лужнецкой набережной и был отличной территорией для мероприятий на открытом воздухе. На «Арму» перевезли геодезический купол Ричарда Фуллера и новую концепцию. Теперь «Воздух» позиционирует себя как ночной клуб и место для крупно-масштабных музыкальных фестивалей. Днем он будет функционировать как кафе, которых на «Арме» катастрофически не хватает. А по воскресеньям планируют проводить Women Sunday — семинары для женщин, совместно со школой гейш Milamar и порталом Woman.ru
Discoteque
«В клубе мы пытаемся воссоздать настоящую европейскую атмосферу и проповедуем приоритет хорошей музыки перед любой клубной модой, — говорит DJ Данила, музыкальный директор. — Публика у нас премиальная. Мы не собираемся привлекать людей тем, что поставим “золотые унитазы”, и не ориентируемся на тех, кто ходит в клуб “Rай”. Наша публика — это состоятельная молодежь с хорошим вкусом».
«Нам нравится это пространство, — рассказывает Илона Исупова, владелица магазина. — У нас здесь и магазин, и шоу-рум для оптовых покупателей, это удобно. Клубы и музыкальные тусовки нам народу не приносят, от них только мусор и алкоголь. Наши гости находят нас другими путями. Вообще мы столкнулись с тем, что наши покупатели про нас друзьям не рассказывают, берегут для себя. Boomboomroom в своем пространстве никаких мероприятий не проводит, но иногда соседи арендуют помещение для съемок».
У клуба «Arma 17» довольно запутанные перемещения по территории. Изначально клуб располагался в круглом здании газгольдера №17, отсюда и пошло первое название. Но 2 января 2009 года здание сгорело, и клуб переехал. В промежутке были сезонные проекты под названием «Arma 09» (вечеринки 2009 года), а сейчас «Arma 17» находится в ангаре 3а и занимает почти 1000 кв. м. Площадка «Arma 17» работает только в пятницу и субботу, в среднем за вечер у них бывает около двух тысяч человек. Рекорд случился в этот новый год — вечеринку посетили 3000 гостей. Это во многом связано и с тем, что на «Арме» сейчас довольно много клубов, площадки не конкурируют и даже поставляют друг другу клиентов — гости любят перемещаться из клуба в клуб. Иногда переезжают и сами вечеринки. Так, например, вечеринки Matinee из «Arma 17» перебрались в Discoteque. Днем в клубе происходит совсем другая активность — на большом танцполе тренируются BMXеры, а на малом — танцевальная школа «Фантомас». В ближайших планах у «Arma 17» — запустить свою звуковую студию и, возможно, даже собственный продюсерский центр.
Ближайшее будущее
В Москве полным ходом идет освоение заводских площадок. Успешных и зарекомендовавших себя уже порядка семи. И это много. Что будет дальше, хорошо просматривается из европейских примеров. Некогда стихийные сквоты превращаются в более цивилизованное пространство, а в дальнейшем и в дорогие кварталы. Идет ли по этому пути «Арма», сказать пока сложно.