Кому светит «Арма»
В 1865 году «Английское общество освещения города Москвы текучим газом» выиграло концессию. Оно получило право на строительство в столице первого газового завода. Завод должен был заняться «сухой перегонкой каменного угля, прокладкой подземных труб и постановкой фонарей» для освещения Москвы. Европейская тенденция замены керосиновых фонарей газовыми добралась и до Москвы. Кстати, в Санкт-Петербурге «Общество освещения газом» было основано еще в 1835 году, а первый газовый фонарь появился аж в 1819-м. В Москве же о подобном задумались только в 1850-х годах. Тогда появились первые развозчики газа по городским магазинам.
В 1863 году даже был построен небольшой газовый заводик для освещения Большого и Малого Императорских театров. А двумя годами ранее купцы Дитрих, Сименс и Гальске обратились к московскому генерал-губернатору с предложением об устройстве освещения. И не они одни. Поэтому Думой в итоге был объявлен конкурс. 25 января 1865-го Московская городская дума заключила контракт с голландски предпринимателем А. Букье и британским инженером Н. Гольдсмитом на целых 30 лет из-за крайне выгодных цен: 14 р. 50 коп. за один уличный фонарь, горящий ежегодно 2000 часов. Уголь для получения газа решили доставлять из Великобритании. Контракт критиковали, особенно из-за срока: все-таки за 30 лет все могло поменяться. Да и закупка угля за границей, когда и свой имеется, тоже представлялась странной. Как бы то ни было, «Общество» уложилось в сроки и исполняло условия контракта неукоснительно.
В 1865-м «Английское общество освещения города Москвы текучим газом» выкупило часть огородов Кобыльской слободы (местность позади нынешнего Курского вокзала) под застройку. Из Петербурга пригласили известного архитектора Рудольфа Бернгардта, по его проекту были возведены четыре кирпичных газгольдера — хранилища 20-метровой высоты и 40 метров в диаметре. Конторские корпуса, которые и сейчас выходят в Нижний Сусальный переулок, создавал архитектор Федор Дмитриев. Сам газовый завод был выстроен между газгольдерами и административным корпусом и представлял собой сооружение, состоявшее из нескольких цехов — ретортное, аппаратное и отделение по производству водяного газа. Пробное освещение произвели на Кузнецком Мосту 25 декабря 1865 года, а 27 декабря состоялось торжественное открытие «газификации» Москвы — возле Архангельского собора в Кремле зажгли первый газовый фонарь. К 1868 году в Москве горело более трех тысяч газовых фонарей с простой разрезной горелкой, дававшей силу света до 12 свечей. Англичане несли убытки — москвичи не спешили проводить в дома дорогой газ, да и торговцы керосином распространяли слухи о вреде газа для здоровья.
До первой продажи газовый завод просуществовал четыре года. Уже в 1869-м концессия была передана английской компании, затем бельгийской. Свою роль сыграл пункт контракта о том, что подрядчики не имеют права делать скидку с высшей цены газа для частного потребления, потому и потребителей было крайне мало. Не помогло даже повышение арендной платы до 40 рублей за один фонарь. В 1888 году газом в Москве заведует уже «Генеральное Французское и Континентальное общество освещения». А в 1905-м, по истечении срока контракта, завод перешел к городу. К тому моменту дело было основательно запущено, сеть газовых труб давала сильную утечку газа — до четверти от годового расхода. Поэтому Дума выделила на развитие и переустройство завода сразу четыре миллиона рублей — огромные по тем временам деньги. В 1912 году началось строительство шести новых корпусов и еще одного газгольдера.
В середине 1940-х годов, когда электрические фонари полностью вытеснили газовые, завод был перепрофилирован на выпуск оборудования для водоснабжения. В 1950-х годах на заводе организовали производство газовых плит и счетчиков. В 1990-х предприятие переименовали в завод «Арма». В 2002 году производство было остановлено, а площади завода сданы в аренду коммерческим фирмам. В 2000-х годах московский завод стали обживать мастерские, галереи и дизайн-студии. Они постепенно вытеснили торговые предприятия и склады. Образовалась уникальная творческая площадка, колорит которой придает еще и местонахождение.
Ведь бывший газовый завод сохранился почти полностью, и ничто не мешает вернуть ему облик начала прошлого века. В 2008 году историко-культурный экспертный совет Московского комитета по охране культурного наследия рассмотрел заявку на охрану и решил, что четыре больших, один маленький газгольдер и два корпуса по Нижнему Сусальному переулку могут быть объявлены исторически ценными градоформирующими объектами, остальные здания ценности не имеют. Иными словами, реконструкция не только разрешена, но и степень ее предсказать невозможно. И уповать теперь приходится не на закон, а на порядочность и художественный вкус инвестора.