Интервью: Ирэн Аравина
Возможно, происходит это по двум причинам. Первая — это происхождение из известной музыкальной династии: дедушка, папа и брат — музыковеды, мама — музыкант, обе бабушки — певицы. Но все-таки этого недостаточно, чтобы вдохновлять других. Второй секрет — это искренняя страсть Ирэны к музыке, которая заражает окружающих. В мае нас тоже ждут несколько золотых слитков.
Ирэн, начнем с банального — что нас ждет с ближайшее время?
В Coffedelia пройдут два очередных вечера мировой музыки по темам «Советский джаз» и «Мюзиклы». Советский джаз существовал в экстремально трудных условиях, но именно поэтому его история очень насыщенна и интересна. Что касается мюзиклов, хочется рассказать про Лайзу Минелли и Барбару Стрейзанд, которые много всего спели и оставили заметный след не только в кино, но и в музыке.
В середине мая коллектив Хоменкова-Осипова в «АРТиШОКе п»о»кажет новую программу из собственных произведений. Алматинцы услышат ее первыми, после чего ребята повезут программу на джазовый фестиваль в Душанбе.
В конце мая совместно с моим однокурсником композитором Мамедом Садых-Пур я представлю программу нашей авторской музыки там же, в театре. Впервые мы начали сотрудничество еще будучи студентами, но потом, как говорится, жизнь развела. Недавно мы снова поработали вместе на фестивале Средневекового искусства Medieval Transit, и решили продолжить совместное творчество.
Вы ведете большую просветительскую работу, читая лекции и обучая вокальному мастерству. Как вы считаете, эти семена падают на благодатную почву? Есть ли в нынешней публике живой интерес к музыке или это только мода в определенной среде?
Интерес есть. Есть определенная постоянная публика, но, что радует, есть и люди, которые приходят случайно и втягиваются. Они не уходят, слушают до конца, и я вижу их снова на следующих встречах. Люди подходят после концертов, благодарят. Это очень приятно. Ни разу не получилось так, чтобы вечер не удался. Однажды случилось так, что у нас не было возможности подготовить лекцию, и мы просто дали джазовый концерт. И это было великолепно принято публикой.
Наверное, это потому, что у нас нет мест, где можно услышать джаз на постоянной основе.
Да, к сожалению. При этом меня постоянно спрашивают потенциальные инвесторы, будет ли популярным такое место, а я с тремя восклицательными знаками кричу «Конечно, будет!!!» Но пока, к сожалению, мне дают предложения только на один день в неделю. При этом на следующий день в этом же месте звучит латина, потом диско 80-х, и так далее. Я все-таки считаю, что заведение должно иметь единую концепцию. Пытаясь угодить всем и вся, оно теряет своего основного клиента. В итоге у нас практически все заведения на одно лицо.
Кажется странным, что владельцы и менеджеры баров относятся к музыкантам всего лишь, как к дополнению, хотя они делают огромный вклад в атмосферу заведения.
Это проблема многовековая, от этого страдали все. В списке оплаты труда работников архиепископа Зальцбургского Моцарт и его оркестр шли после поваров и швейцаров. И за прошедшие 200 лет по большому счету мало что изменилось.
Могут ли артисты считать выступления в барах и клубах частью творческого пути или это рассматривается только как способ заработать? Ведь все-таки у вас есть сила влияния на аудиторию.
Все зависит от цели артиста. Если он хочет заниматься творчеством, он будет это делать, не смотря ни на что. Одни не могут ничего выдать, даже имея возможность. Другие стараются делать то, что массово востребовано. Я против. Я за спонтанное творчество, которое нужно именно сейчас, и не моде, а людям, человеческим потребностям.
А нашей публике какая музыка сейчас нужна?
Люди очень истосковались по свежей и высококачественной музыке. Это видно по фестивалям и концертам. Как только к нам кто-то приезжает, все там. Мы неизбалованные, мы голодные. Но, к сожалению, мы мало делаем, чтобы изменить ситуацию.
Получается странная картина: есть спрос на качественную музыку среди слушателей, есть музыканты, готовые ее играть. Но почему-то эти два потока не встречаются.
У нас очень мало мест, где они могли бы встретиться. В большинстве заведений управляющие диктуют формат, и они ориентированы на более привычную им музыку. Они не доверяют музыкантам, а наоборот, вступают с ними в противоборство. Более того, у нас принято во всех неудачах заведения винить музыкантов, даже если проблема в откровенно плохом обслуживании или кухне. К счастью, стали появляться места, где менеджеры более открыты и могут доверять другому мнению. Они готовы предоставить сцену под новые интересные проекты.
Подводя итог, вы видите какую-то тенденцию, как меняются вкусы публики?
Сложно сказать, публика разная. Тот, кто хочет, он ищет и находит. Я вижу, что у ребят, которые интересуются музыкой, огромные коллекции альбомов. В то же время, те, кто ограничил свой круг интересов, предпочитают слышать уже известное и привычное. Поэтому у нас так популярны каверы, ведь так проще, не надо думать. Наверное, время расставит все по местам.