«Кошмары на улице Вязов»: пересматриваем с сонником
«Кошмар на улице Вязов»
Про фильм. О самом «Кошмаре» сейчас говорить уже бессмысленно — все и так знают его как свои пять пальцев: сцена в спальне, сцена в ванной, сцена в школе… драматическое превращение Джонни Деппа в кровавую биомассу и прочая, и прочая. Чуть хуже все помнят предысторию. Например, что писать фильм Крэйвен начал еще в 1981, что вдохновили его на это несколько статей в LA Times. «Это были три маленькие статьи об иммигрантах из Юго-Восточной Азии, которые умерли во время кошмарных снов. И газетчикам не пришло в голову связать одно с другим. «Эй смотрите, а у нас уже была похожая история». Фредом Крюгером режиссер назвал злодея в честь хулигана из своей школы, который издевался над юным Крэйвеном. Название Вязовой улицы из короткометражки одного из своих студентов. А свитер решил сделать именно красно-зеленым после того, как прочел в научно-популярном журнале о том, что это самое негармоничное для человеческого глаза сочетание цветов.
Про кошмар. К концу фильма четкая поначалу грань сна-яви размывается, а сам финал и вовсе оставляет зрителей в тревожном недоумении: светит солнце, только что сгоревшая мать Нэнси вновь жива, равно как здравствуют и ее расчлененные ранее друзья…
Толкование сна. Сонник именинников января, февраля, марта, апреля проясняет ситуацию: оказывается, кабриолет снится к воспоминаниям о прошлом, закрытые окна — к заброшенности, ну а тревожное сочетание красного с зеленым (по отдельности они, кстати, снятся к счастью и деньгам) так и вовсе явственно сигнализирует, что надо скорее просыпаться… а то придет серенький волчок и вообще на работу опоздаешь.
Про фильм. Прошло пять лет. Нэнси в психушке. Ее мать сгорела во сне. В доме 1428 по улице Вязов живет новая семья. Оголодавший Фредди вселяется в тело сына-подростка, дабы собирать кровавую жатву его руками. Ненавязчивая самоирония первого фильма в сиквеле обернулась неудачным «чизи фаном». Однако авторов подвело не столько отсутствие чувства меры или недостаток воображения, сколько существенное отступление от центральной крэйвеновской мифологии: перемещенный в реальность Крюгер стал просто еще одним упырем-маньяком. Утратил изюминку, так сказать.
Про кошмар. В самом начале фильма игра еще шла по правилам, а от Фредди еще можно было проснуться — и поэтому, вероятно, если кто и помнит теперь второй «Кошмар», то исключительно благодаря его начальным титрам.
Толкование сна. Один из современных сонников заявляет прямо: автобус снится к тому, что в будущем спящему придется общаться с неприятными людьми. (Потому что, понятно, люди приятные сидят по домам и в час пик в общественном транспорте не толкаются). В свою очередь, зависание над бездной символизирует тяжелую утрату — например, как в случае с героем, утрату себя в неравной борьбе с вселившимся Фредди Крюгером. Ну или утрату кошелька в столкновении с неприятном человеком в упомянутом автобусе.
Про фильм. По своей популярности третий «Кошмар» может поспорить с оригинальной лентой Крэйвена. Как бы мы сказали теперь, с ним продюсер Боб Шайе и режиссер Чак Расселл «перезагрузили» франшизу, испортившуюся ко второму фильму (тот собрал неплохую для своего 3-миллионного бюджета кассу, но был крайне негативно принят критикой). Важный момент: сценарий для фильма написал сам Крэйвен, который в следующий раз вернется к своему «Кошмару» только через семь лет. События происходят в психиатрической клинике, куда с расстройствами сна поступают последние живые подростки с улицы Вязов. Туда же в качестве интерна-медика приезжает подросшая Нэнси, которая одна знает, что на самом деле происходит с несчастными детьми. Главную героиню, умеющую вызывать в свои сны других людей, тут играет юная Патрисия Аркетт, а одного из санитаров — Лоуренс Фишберн. Кроме прочего, в ленте раскрывается история происхождения Крюгера. Тот, напомним, родился от монашки, которую случайно заперли с сотней умалишенных маньяков в теперь закрытом корпусе все той же психбольницы и забыли там на неделю. Кроме этого в «Воинах сновидений» появляется потенциальный сюжетный убийца франшизы — а именно экспериментальные таблетки «Гипноцил», которые способны лишать спящих всяких сновидений. В том числе и о Крюгере.
Про кошмар. Лента куда более изобретательно, чем предыдущие, осваивает само пространство сна. Например, тут Крюгер впервые оборачивает против спящих их слабости (девочка, мечтающая о карьере телезвезды, погибает будучи воткнутой головой в телевизор; а наркоманка — от единовременного укола десяти шприцов, в которые превращаются ножи Крюгера). В свою очередь подростки пытаются защищаться, используя свои фантазии (мальчик-инвалид научился ходить и превратился в волшебника; немой парнишка — вызволил своих товарищей, разбив зеркала, куда тех затащил Крюгер, громким криком).
Толкование сна. По любым сонникам играющие дети означают веселье, а трехколесный велосипед — ввиду его, очевидно, устойчивости — достижение цели. Но не дайте себя запутать, ведь все эти добрые знаки только заманивают вас в заброшенный дом. И вот он-то и символизирует прошлое — источник всех несчастий, юношеских травм и чрезмерных расходов на психоаналитиков. Что же касается трупов детей и вскрывания вен, то — предположим безо всяких сонников — едва ли они снятся к удачному шоппингу.
Про фильм. Три сиквела, последовавшие за «Воинами сновидений», сочетавшими ужасы с элементами взаправдашней психиатрической драмы, уже не смогли сравниться с ними ни в эффективности по части нагнетания «жути», но были убедительны в изображении ночных кошмаров. В начале четвертого фильма Кристен погибает, но перед смертью успевает передать свой дар вызывать в сны других людей девушке Элис, после чего та вопреки своей воле начинает вызывать на заклинание к Фредди своих приятелей. Правда, взамен девушка получает способности погибших, например, недюжинный ум и знание кунг-фу. Они-то и помогают ей одолеть Крюгера в финале.
Про кошмар. И снова Крюгер использует против героев их страхи. Главную героиню Элис, которой снится первый сон, больше всего на свете пугала перспектива навсегда остаться официанткой в той закусочной, где она подрабатывала после школы. Ну а ее подруга, фигурирующая во втором сне, не боялась ничего, кроме — правильно — тараканов.
Толкование сна. «Русский народный сонник» сообщает, что делить трапезу с неприятным человеком — к скрытому конфликту, приглашение откушать подпорченную пиццу — к неприглядному предложению, поход в кинотеатр — к бездействию, а потеря туфли — к разрыву отношений. Иными словами, если вы случайно сдали приятельницу маньяку и не только не сообщили об этом в милицию, но и вовсе отправились баиньки, то не ждите, что вам будет сниться весенний лес, по которому бегают крольчата.
Про фильм. Абсолютно равновеликое продолжение четвертого кошмара. В начале фильма, в сцене терминаторообразного слияния с мотоциклом, погибает бойфренд героини — той самой Элис из предыдущей серии. Девушка горюет и недоумевает, как сумел Крюгер до него добраться, ведь она в это время бодрствовала. Вскоре ситуация проясняется: Элис беременна, и недобитый в прошлой серии маньяк теперь приманивает жертв через ее нерожденного сына, который спит у нее в утробе. Фильм, кроме прочего, примечателен трэшовой сценой рождения самого Крюгера — в младенческом своем варианте более всего напоминающего плод любви Румпельштильцхена и Горлума.
Про кошмар. В смысле собственно кошмаров пятый фильм более всего похож на барахолку: все одинаково бестолково, все одинаково неподражаемо — и выбрать невероятно сложно. Тем не менее, нельзя не отметить, что, например, Крюгер форсировал черно-белую территорию комикса куда раньше Родригеса с его «Городом грехов». Так же невозможно обойти вниманием финал, где герои сначала бегают по знаменитой «Относительности« Маурица Эшера, а под конец ходят по грани разумного — вспомните кадры вычленения Крюгера из тела Элис.
Толкование сна. Согласно соннику рисование комиксов снится исключительно к карьерному росту и подаркам. А нарезание бумаги полосками — и вовсе к деньгам. Но если посреди всей этой идиллии к вам приближается бугай с обожженным лицом и знаком молнии (сулящей, согласно соннику Ванги, несчастья) на стероидной груди — стоит повременить с детальным планированием размещения будущих прибылей.
Про фильм. Издыхающая франшиза породила последний сиквел. Причем продюсерам хватило силы признать окончательное поражение: в финале Крюгера умерщвляли окончательно и без всяких подмигиваний насчет еще одного продолжения. Собственно, начиналась лента по сути с того же признания: в Спрингфилде умерли все дети, а взрослые потеряли остатки рассудка. Последнюю свою надежду на реинкарнацию Крюгер теперь связывает с дочерью, которая проживает в Калифорнии, где служит соцработником в исправительном учреждении для трудных подростков.
Про кошмар. Весь фильм стоит одной сцены, где юный любитель травки, отданный в упомянутое учреждение собственным отцом-богачом, попадает в видеоигру и вынужден противостоять игровой же версии своего отца, твердящего «Будь как я». Если вы видели этот кошмар — вы видели фильм.
Толкование сна. Современные сонники предлагают нам простую трактовку: если во сне вы представляете себя героем компьютерной игры, это означает, что вы мечтаете уйти от действительности, которая вас не устраивает. Если при этом во сне вы пробиваете кулаком перегородки — это к ремонту, незапланированным тратам, а еще к тому, что в ближайшие полчаса вас, скорее всего, захотят навестить ваши соседи.
Про фильм. Уэс Крэйвен решил отпраздновать десятилетнюю годовщину первого «Кошмара», выпустив «Новый кошмар». Как бы отрекаясь от всего, что было сделано со времен оригинального фильма, Крэйвен перенес действие нового сиквела в современный Голливуд, а героями его сделал Хезер Лэнгенкэмп (Нэнси) и Роберта Энглунда (Крюгер), которые играют тут самих себя и даже шутят о том, как забавно было бы сняться вместе в романтической комедии. Одна загвоздка: Нэнси названивает какой-то псих, зачитывающий в телефон памятную считалочку, а ее маленькому сыну снится странный дядька… угадали — обожженный и в полосатом свитере. В середине фильма есть сольный выход и у самого Крэйвена. Вообразив себя демиургом, он толкает речь про древнее зло, которое невозможно победить, а можно только заключить в историю: «И вот когда эта история изживает себя, когда ее разбавляют слишком большим количеством воды, — шпилька в адрес всех сделанных без его ведома сиквелов, — зло высвобождается вновь». К финалу фильм наполняется покадровыми цитатами из первого кошмара, Хезер начинает откликаться на имя Нэнси, Энглунд вновь напяливает на себя Крюгера, граница между реальностью и сном стирается… В общем, Крэйвен остался верен себе.
Про кошмар. Открывается лента также почти дословной цитатой из первого фильма, который начинался со сцены изготовления Крюгером его легендарной перчатки. В «Новом кошмаре» перчатку мастерит муж Хезер, изготавливающий спецэффекты на площадке нового «Кошмара».
Толкование сна. Во сне острия сигнализируют о назревании некой опасной ситуации, а участие в съемках — о том, что вам придется проделать некую трудоемкую работу. К чему снится Уэс Крэйвен (а он мелькает на заднем плане) — сонники не уточняют. Но предположим — к тому, что вы снова заснули с телевизором, включенным на «Первом Мистическом»…
Про фильм. Через семь лет после «Нового кошмара» (и за семь лет до нынешнего римейка) кинокомпания New Line решила, что выдержала уже достаточно продолжительный траур по, казалось, почившей в бозе франшизе… и снова вызвала Фредди с того света. На этот раз при помощи Джейсона — немого утопленника с Кристал Лэйк и главного героя «Пятницы 13» по совместительству. Итак, Фредди вызывает из мертвых Джейсона, чтобы тот порубал подростков на улице Вязов. По плану обожженного детоубийцы, новые смерти заставят людей вспомнить забытую историю про маньяка из снов — и воспоминания придадут ему силы. Фильм получился не столько продолжением старой франшизы, сколько кровавым продуктом хоррор-индустрии нулевых: люди тут только расходный материал, а Фредди окончательно низведен до простого «расстройства сна» и лечится таблеткой — той самой под названием «Гипноцил», которую Крэйвен придумал еще для третьего «Кошмара».
Про кошмар. Фредди Крюгер является накурившемуся старшекласснику в виде гусеницы из «Алисы в стране чудес» — есть, есть еще порох в пороховницах у сценаристов New Line. Ну то есть не совсем порох. И не совсем в пороховницах.
Толкование сна. Вообще говоря, гусеницы, согласно Льюису Кэрроллу, снятся к тому, что вы перегрелись на солнце и заснули где-то в кустах на берегу Темзы. Сонники же более официальные предостерегают, что на самом деле гусеницы снятся к встрече с «лицемерными существами», с какими точно не стоит пить на брудершафт или раскуривать кальян. Кстати, насчет последнего у сонников есть особое уточнение: курящие во сне угрожают вам насмешками, а курящие кальян — так и вовсе издевательствами. Но главное, если приснилась гусеница с кальяном — проснитесь и проверьте, не заснули ли вы с незатушенным косяком.
По материалам