Оперуполномоченные
Уже несколько лет американские оперные театры, начиная с ньюйоркской Metropolitan Opera, последовательно представляют свои лучшие спектакли в киноформате, причем обставляют это весьма завлекательным способом: спектакли транслируются в прямом эфире, в антрактах и перед началом представления камеры заглядывают в закулисье, ведущие эфира устраивают импровизированные интервью с исполнителями главных партий и техническим персоналом, а любой среднестатистический любитель музыки из заштатного городка где-нибудь в Айове или Огайо может блаженно взирать на все это, пожевывая попкорн и запивая его колой.
Нам пока до такого далеко, но все же инициатива «Черешневого леса» — это уже уверенный шаг в светлое прогрессивное будущее: пока не доросли до высоких технологий и прямого эфира с другого континента, можем попривыкнуть к самой идее оперы в кинотеатре. И спектакли, запланированные для показа, выбраны безошибочно: никаких модернистских наворотов из немецких театров, лишь старые добрые костюмные постановки из милого сердцу миланского La Scala. Чтобы сделать совсем приятно, все четыре оперы будут транслироваться с субтитрами на русском языке — ведь если герой со всего маху пыряет героиню ножом в живот, несведущий зритель должен понимать: почему, с какой целью и заслуженно ли.
«Кармен» Бизе
18 мая
Никогда не бывавший в Испании, но сумевший воспеть ее национальный колорит, француз Жорж Бизе сумел обставить всех итальянских коллег, сотворив самую популярную оперу в мире — даже абсолютный новичок в оперном жанре испытывает детскую радость узнавания примерно каждые пятнадцать минут, заслышав с детства знакомый мотив. В пышной костюмной постановке La Scala нашлось место и замызганным севильским площадям в натуральную величину, и знойным цыганским пляскам, и сумрачным горным пейзажам — в общем, это «Кармен», какой мы ее знаем и любим. Состав исполнителей во главе со знойной — в точном соответствии с образом — Анитой Рачвелишвили особенно украшают двое мужчин — соперников в борьбе за сердце героини: романтичный баварец Йонас Кауфманн, лучший исполнитель партии Хозе на сегодняшний день, и темпераментный уругваец Эрвин Шротт, которому сам бог велел сыграть Эскамильо. Еще один прекрасный мужчина — израильский маэстро Даниэль Баренбойм — трудится за дирижерским пультом.
«Путешествие в Реймс» Россини
25 мая
Опера главного итальянского весельчака славится своим невообразимо глупым сюжетом: восемнадцать героев, собирающихся на коронацию французского монарха, застревают в гостинице, наряжаются, обмениваются любезностями и распевают гимны в честь Карла Х. Впрочем, «Путешествие в Реймс» любят не за хитрую фабулу, а за то, что эта опера дает возможность собрать на одной сцене рекордное количество певцов-виртуозов, для каждого из которых найдется превосходная партия. Ироничная, с изрядной долей театральной эксцентрики, постановка Луки Ронкони в середине 80-х годов собрала плеяду лучших россиниевских певцов того времени. Для капитального возобновления в 2009 году также был создан сильнейший ансамбль звезд сегодняшнего дня. Многие из них — Патриция Чьофи, Анник Массис, Даниэла Барчеллона, Бруно Пратико, Дмитрий Корчак — знакомы по своим единичным приездам в Москву с сольными концертами; увидеть же их вместе — ни с чем не сравнимое удовольствие.
«Мария Стюарт» Доницетти
7 июня
«Аида» Верди
15 июня