Москва — культурная столица?
Сергей Пускепалис, актер, режиссер
Считаете ли вы Москву культурной столицей?
Так сошлось, что Москва — действительно культурный центр. Сосредоточие театров, других культурных центров превосходит до несправедливости все остальные города страны. И количественно, и качественно. С сожалением приходится это констатировать.
Что дает культура городу?
Любому городу нужна культура. И культура в Москве как-то держит город на плаву. Поддерживает москвичей в человеческом состоянии. Как любых других людей. В провинциальных городах меньше движения, меньше затрат, меньше необходимость в реабилитации. Москва без культуры задохнулась бы.
Какое культурное событие последних лет произвело на вас впечатление?
Самое сильное художественное впечатление — Театральная олимпиада 2001 года. Я сейчас уже не помню, какие конкретно спектакли, помню обилие направлений, форм, тем. Я тогда учился в ГИТИСе и, как сумасшедший, ходил на все мероприятия. А до этого огромное впечатление произвела «Одна абсолютно счастливая деревня» в «Мастерской Фоменко».
Василий Шумов, музыкант, лидер группы «Центр»
Считаете ли вы Москву культурной столицей?
Да, я считаю Москву культурной столицей нашей страны. Так сложилось, что в России Москва — столица и культуры, и всего остального, науки, бизнеса. Но с мировыми столицами сравнивать Москву, к сожалению, невозможно.
Что дает культура городу?
Культура дает городу духовную составляющую, без которой город мертв. Люди без культуры — это собрание биороботов. Благодаря культуре у людей появляется шанс стать людьми.
Какое культурное событие последних лет произвело на вас впечатление?
Я человек творческий, не пассивный зритель. Сам создаю, а не потребляю искусство, таких, как я, единицы. Занимаюсь культурными проектами. Сейчас мы с коллегами проводим сессии прослушиваний в рамках акции «Содержание». Своей целью мы считаем вернуть содержание в искусство, в последнее время оно все больше утрачивается. Я рад, что молодые исполнители, которые к нам приходят, пишут содержательную музыку. Это важно.
Наталья Синдеева, генеральный продюсер радиостанции «Серебряный дождь»
Считаете ли вы Москву культурной столицей?
Я хочу считать Москву культурной столицей. Но ее облик каждый день меняется в худшую сторону, и это сильно мешает. Все, что происходит в Москве творческого, происходит вопреки, а не благодаря городской среде. Рим, Лондон радуют глаз. Человек, живущий там, впитывает эту красоту. Наш город с каждым днем становится все более рваным и разорванным. Но тем не менее, мне кажется, мы в силах повлиять на происходящее. Все зависит от нас. Москва — это мощный город, она победит лужковщину и поглотит ее, рано или поздно.
Что дает культура городу?
Культура — это то, чем мы напитываемся с детства. И чем ярче и интереснее жизнь вокруг нас, чем насыщеннее картинка для глаз, тем живее наш город. Который месяц идет выставка Пикассо, и до сих пор туда безумные очереди. Это говорит о том, что у нас недостаточно ярких культурных событий. Москве не хватает уличных перформансов. Недавно я была на выставке на Тверском бульваре — там стояли мольберты, гуляли люди… Мне хотелось бы, чтобы и Красная площадь была живой, по ней можно было бы свободно гулять, смотреть выставки, слушать музыкантов, сидеть в кафешках и пить билини. В музеях, в «Гараже», на «Винзаводе», «Красном Октябре» живет дух культуры. На улицах города его не хватает. Чтобы у нас, как в Европе, проходили парады коров, жирафов, чтобы в центре устраивали представления — я мечтаю об этом.
Какое культурное событие последних лет произвело на вас впечатление?
Три дня назад я была на спектакле Кирилла Серебренникова «Реквием» в МХТ — мурашки, нервы, слезы. Талант режиссера в том, чтобы найти верную интонацию, чтобы зал замер на три часа. Я невольно сравнивала «Реквием» с «великим фильмом о Великой войне», камерное представление, вовсе не стоящее гигантских денег, которое смогло растрогать зрителей. Я благодарила Серебренникова от своих бабушек и дедушек.
Владимир Дубосарский, художник
Считаете ли вы Москву культурной столицей?
Наверное, в каком-то смысле Москва, столица большого государства, и является культурной столицей. Но, к сожалению, ничто из того, что происходит здесь, не становится большим событием для остального мира. Потенциал Москвы не раскрыт до конца. Правильным будет сказать, что Москва — культурная столица второго порядка. Город не производит художественных ценностей, новаций, как этого хотелось бы. Некоторым образом все, что есть в Москве сегодня, — вторично. Это легко отследить по проходящим в России концертам. К нам едут звезды, которые уже отходят, — группа «Скорпионз», Тото Кутуньо. На пике славы в Россию не едет никто. Актуальной музыки тут нет. То же происходит и в искусстве. Конечно, культурная столица — это не только то место, куда возят ценности (тогда центром мира были бы Арабские Эмираты, у них есть на это деньги), — а то, где ценности создают.
Что дает культура городу?
У нас нет культурной политики и культурных амбиций. В отличие от, например, спорта, за которым государство следит. В Олимпиаду инвестируют средства, за провалы на ней громко отчитывают чиновников. В культуре власть ничего не понимает. Это хорошо, так как предоставляет искусству свободу, дает спокойно развиваться. С другой стороны, оказывается, что в области культуры у государства нет воли, нет силы, нет надежды на мировую экспансию. Экспансия китайского искусства, к примеру, — это продолжение их политического и экономического наступления. Россия все еще представляет на Западе балет, иконопись, в лучшем случае — авангард начала прошлого века. Наша культурная жизнь намного слабее, чем могла бы быть.
Какое культурное событие последних лет произвело на вас впечатление?
В «Гараже» выставили Ротко, но это частная инициатива, не имеющая отношения к культурной политике. В Москве таких выставок должно происходить минимум десять в год и еще двадцать — нового, современного искусства. На все это нет ни желания, ни денег. Вот, например, выставка Пикассо в Пушкинском музее, на которой, к сожалению, нельзя посмотреть лучшие его вещи. Это коллекция музея Пикассо, те работы, что не были проданы при жизни, а остались в собственности самого художника. Не вершины. Для сравнения: когда выставку делают в Тейт, там ищут и объединяют лучшие работы из разных собраний. Мы же получаем экономвариант Пикассо, не хай-фай и не бизнес-класс. Люди, руководящие нашей культурой, вообще довольствуются малым, не производят, не собирают, не ищут и не привозят лучшего.
Александр Архангельский, публицист
Считаете ли вы Москву культурной столицей?
Москва не культурная столица, а город, куда стекаются потоки культуры. Культурная столица — это город, живущий культурой, который превратил ее в ядро своего существования. А есть города-порты, куда заходят корабли, но они там не живут. Культура Москвы — это культура портового города, без конца приходящая и уходящая из него.
Что дает культура городу?
Культура — это единственное, что в городе есть, что привлекает в него деньги.
Какое культурное событие последних лет произвело на вас впечатление?
«Реквием» Кирилла Серебренникова в МХТ, потому что он впервые за последние годы дал пример того, что в Москве можно делать крупнейшие международные проекты на равных с другими странами. Лучшие польские, немецкие, французские, израильские, японские актеры оказались внутри русского музыкального пространства. Причем без малейшего комплекса неполноценности, присущего нашим проектам, которые делаются с размахом.
Наум Клейман, киновед, режиссер, директор Музея кино
Считаете ли вы Москву культурной столицей?
Думаю, не я один считаю Москву культурной столицей. Несмотря на все трудности, которым подвергается наша культура. Мы переживаем переходный период. Мир усложняется. Место традиционной культуры в этом мире еще не ясно. Мне грустно, потому что в нашей стране мы не разъясняем это место, а, наоборот, все больше теряем. Это происходит в силу того, что государство вообще с подозрением относится к культуре. В Японии, скандинавских странах, в последнее время — в Китае, после культурной революции развернувшемся на 180 градусов, государство воспринимает культуру как область национальных амбиций. У нас же к культуре относятся как к обязаловке, статье, совсем вычеркнуть которую невозможно, но которая отнюдь не вызывает энтузиазма.
Что дает культура городу?
В настоящее время городскую культуру понимают довольно гедонистически — как способ занять свободное время. Но к этому роль не сводится. Культура — это то, что окрашивает нейтральные тона цивилизации в яркие индивидуальные цвета, отличающие одно место на земле от другого. Культура схожа с расцветкой оперения различных птиц или рыбьей чешуи. Сейчас по всему миру сильна тенденция к унификации, обезличиванию, нивелировке культурных особенностей. И именно этой тенденции должны противостоять сильные личности, индивидуальности, художники. Тем не менее я бы не стал бить тревогу. Потенциал потребления культуры у нас огромен. Доступ к высоким ее образцам затруднен — взгляните на цены билетов в оперу, книг. И тем радостней, что молодежь не перестает ею интересоваться.
Какое культурное событие последних лет произвело на вас впечатление?
У нас безумно интересная музыка. Дагестанский композитор Ширвани Чалаев, современник Шнитке (в Театре им. Б. Покровского идет его опера «Кровавая свадьба» по Лорке), написал замечательную оперу «Хаджи-Мурат». Он прислал мне кассету с записью репетиции из музея Льва Толстого. Это произведение мирового уровня. Странное впечатление от выставки Дейнеки — ему не идет быть выставленным в таком количестве. Выставка Шевченко — замечательная камерная экспозиция, на которой представлена лирическая героика наших «сезанистов». Нам еще предстоит узнать, сколько у нас было лириков. Меня интересуют работы молодых документалистов, особенно Павла Костомарова. У меня очень много надежд.