11 фильмов Московского международного кинофестиваля, которые стоит посмотреть
«14+: Продолжение»
О чем?
Продолжение истории двух подростков, Леши и Вики, нашедших друг друга, несмотря ни на что. В новой части им по 18 лет, но их пути уже разошлись. Вика активно снимается в кино и живет с новым парнем. Леша все никак не может повзрослеть: днем он ходит в нелюбимый педагогический институт, кривляясь на лекциях и срывая их, а вечерами пропадает за игрой в танки. Но от проблем взросления никуда не уйти – ему нужно определиться, чего он хочет от жизни. На помощь приходит надвигающийся призыв в армию и девочка-ураган Настя, с которой он вновь почувствует себя любимым.
Зачем смотреть?
В 2015 году мелодраматический триллер «14+» оказался настоящим откровением – понравился публике на Берлинском кинофестивале и стал новой российской классикой для молодежи. Спустя восемь лет режиссер Андрей Зайцев представляет историю уже повзрослевших героев с новыми проблемами и вызовами.
До первой части продолжению дотянуться не удается. Кажется, в этом и не было необходимости. Картина Зайцева меняет жанр, но все так же остается очень динамичной. На место первой любви здесь приходят расставания, а тонкая мелодрама превращается в зажигательную комедию, действие которой происходит в солнечной Москве. Нежности оригинала, выбивавшего из-под ног почву под «Зеленоглазое такси», ждать не стоит – продолжение скорее про поиск себя и принятие ответственности за свою судьбу. Да и чувствовать возраст своих героев, окружающую реальность у новой ленты совершенно не получается. Однако как эскапистский фильм-приключение картина работает уверенно, иногда даже слишком.
«Горный лук»
О чем?
Семья с детьми переезжает из Алматы на луга близ границы с Китаем. Там они живут в юрте и торгуют горным луком. У главы семейства все никак не получается построить дом. Жена уже собирается подавать заявление на развод. Благо, суженый на замену есть – дальнобойщик Витя (вылитый Джонни Депп) не стесняется заниматься сексом с ней прямо в своей фуре. Дети, наблюдая за распадом семьи, решают помочь родителям вновь полюбить друг друга и отправляются в путешествие в Китай за чудодейственной «Виагрой», чтобы вернуть отцу мужскую силу.
Зачем смотреть?
«Горный лук» – фильм, созданный казахстанскими кинематографистами, финалистами студенческой программы Венецианского кинофестиваля Biennale College Cinema. Это кино о разрушении гендерных стереотипов, но не «лобовым» способом, которым часто пользуются режиссеры, а с помощью смеха. В России сегодня это здорово делает Кирилл Соколов («Папа, сдохни!», «Оторви и выбрось»).
Из ближайших аналогов – лучшие советские эксцентрические комедии. В «Горном луке» тоже много незначительных сюжетных деталей и режиссерских решений, которые делают почти каждую сцену чрезвычайно забавной. Причем режиссер-дебютант Эльдар Шибанов одинаково хорош и в гротеске, и в сатире, и в визуальном юморе.
Картина вообще выглядит прелестно. В ней находится место запоминающимся костюмам – они вдохновлены сразу несколькими популярными фильмами, а также по-настоящему сочным цветам – в ленте почти нет однотонных кадров, всегда есть конфликт цветов (чаще всего конфликтующие герои носят одежду разного цвета).
«Немая жизнь: История женщины в черном»
О чем?
Уже более семидесяти лет таинственная женщина в черном приходит на Голливудское кладбище к могиле актера немого кино Рудольфо Валентино. Каждый год она приносит красную розу и целует надгробный камень, оставляя след от помады. О ней слагают легенды. Спустя много лет женщина все же решает раскрыть свои секреты небольшой команде, снимающей документальный фильм. Она расскажет, каким запомнила первого голливудского секс-символа, впервые увидев его на больничной койке незадолго до неожиданной кончины.
Зачем смотреть?
«Немая жизнь» – проект удивительной судьбы. Его создатель, режиссер Владислав Козлов – экспат, много лет работающий в США. Идея картины возникла еще в 2000-е. В детстве Козлов вдохновлялся немыми фильмами с великим Валентино и мечтал сыграть его в большом кино. К реализации мечты Владислава подтолкнул Роберт Де Ниро, отметивший внешнее сходство актеров и посоветовавший ему самостоятельно снять картину, а не дожидаться у моря погоды. Однако процесс создания и съемок затянулся на долгие пятнадцать лет, треть из которых Козлов находился буквально на границе жизни и смерти, как и его герой.
Выкарабкавшись, он сумел создать экспериментальную ленту с уникальном киноязыком – наполовину немую и черно-белую, наполовину цветную и со звуком. Трагическая судьба обожаемого женщинами Рудольфо Валентино рассказывается сразу двумя способами: одну историю вещает та самая женщина в черном, потратившая свою длинную жизнь на иллюзию любви, а другую голосом великого Франко Неро рассказывает дух Валентино.
Помимо Неро, Козлов смог привлечь в «Немую жизнь» Изабеллу Росселлини («Синий бархат» и «Смерть ей к лицу»), Шерилин Фенн (Одри из «Твин Пикс») и икону американского кинематографа 1940-50-х, актрису Терри Мур, для которой героиня стала ее альтер эго – Мур тяжело переживала несчастную любовь с Говардом Хьюзом.
«Край надломленной луны»
О чем?
Четырнадцатилетняя Соня живет с матерью в Санкт-Петербурге. Отец-американец много лет назад покинул семью, но проблема остается табуированной – вместо этого мать сообщает Соне, что ее отец умер. Обиженная девочка сбегает из дома. На ее поиски из Москвы в Питер приезжает старшая сестра Саша, редактор популярного журнала. В конце концов Соню находят у соседей на даче, и три женщины собираются вместе, чтобы проговорить все проблемы, обиды и страхи, которые так старательно замалчивались годами.
Зачем смотреть?
Сняла картину дебютантка в полнометражном кино Светлана Самошина, а сценарий написала Наталия Мещанинова («Аритмия», «Война Анны») – один из главных современных авторов в российском кино. «Край надломленной луны» – эмоциональное кино о женщинах, «женской» семье, созданное женщинами.
Внутри замечательного, почти чеховского сценария, чутко относящегося к героиням, скрыта важнейшая мысль – очень легко психологически калечить своих детей, если не говорить им правду, даже под предлогом добрых намерений.
Действие почти не выходит за пределы дачного участка, но эмоциональный диапазон участниц конфликта поколений в рамках одной неполной семьи все равно масштабнее, чем дачный участок – маски будут сорваны, прошлое вырвется наружу, а крик раз за разом будет перебивать тяжелое молчание. Фильм Самошиной и Мещаниновой – пожалуй, лучший в конкурсе «Русские премьеры» Московского кинофестиваля. Так же считает и жюри конкурса, наградившее ленту главным призом.
«Снегирь»
О чем?
Два молодых морячка – восемнадцатилетние Никита и Максим – являются на стажировку на борт ржавого рыболовного судна «Снегирь». Это настоящая крепость для морских львов и бродяг, которые знают местную воду, как свои пять пальцев, и уже давным-давно ловят в ней рыбу – чем больше, тем лучше. Не нюхавшие пороха краснощекие юнцы приходят на судно записать видео для блога, но попадают в жерло вулкана страстей – никакой тебе романтики моря, только хмурые ругающиеся дядьки вокруг, напороться на конфликт с которыми почти так же просто, как нажать кнопку включения камеры на смартфоне. А тут еще погода встречает бурными ветрами и огромными волнами – явно не самое простое испытание для парней, у которых все валится из рук.
Зачем смотреть?
Фильм открытия Московского кинофестиваля Бориса Хлебникова. В принципе о «Снегире» можно больше ничего не рассказывать, внимание к картине в день широкой российской премьеры 8 июня будет значительным. Еще бы – в отечественном кино не так часто появляются свои «Идеальные штормы».
«Снегирь» – вольная экранизация романа Георгия Владимова «Три минуты молчания». Сценарий Хлебников адаптировал вместе с Наталией Мещаниновой, с которой работал над «Аритмией». В этот раз в поле их внимания попадает конфликт поколений – самым сложным испытанием для молодых стажеров становится не шторм, а отношения в формате «учитель – воспитанник», где первым свойственна выработанная годами токсичность мужской команды, вторым – дух авантюризма, который истребляется на корню.
«Банк Дэйва»
О чем?
Дэйв Фишвик – английский предприниматель из Бернли. Несмотря на свои амбиции в бизнесе, он и не думал перебираться в деловой центр Великобритании. Вместо этого он помогает провинции: создает новые рабочие места, платит налоги и помогает жителям финансово, выдавая ссуды. Однажды он решает открыть местный банк нового формата, который может сломать всю банковскую систему, ведь вместо помощи большому бизнесу Фишвик собирается поддерживать малый и только в Бернли. Создание такого института может стать прецедентом, поэтому орган, отвечающий за выдачу лицензий и не выдававший их уже 150 лет, решает помешать Дэйву. Тот, в свою очередь, нанимает талантливого лондонского юриста, который сначала со скепсисом едет в провинцию, но затем проникается идеями предпринимателя.
Зачем смотреть?
«Банк Дэйва» показывали во внеконкурсной программе «Рецепт успеха», в которой собраны вдохновляющие истории успеха со всего мира. Британское драмеди совсем не похоже на фестивальное кино – оно чертовски простое и эмоциональное. Одним словом, зрительское.
Все, что можно представить себе при словах «зрительское вдохновляющее драмеди», тут есть: персонажи делятся строго на положительных и отрицательных, главный герой – адвокат Хью – проходит путь от столичного сноба до человека глубинки, злые капиталисты будут всем препятствовать, но в итоге добро победит.
Для прожженных киноманов в «Банке Дэйва» найти какие-либо откровения будет проблематично, но на улыбку с мокрыми глазами она точно выведет: то ли действительно есть что-то манящее в британской провинции, то ли кастинг слишком удачный (роль Дэйва исполняет блестящий британский актер Рори Коннер, а в эпизоде появляется Хью Бонневилль), то ли в сравнении с другими фестивальными фильмами здесь, наконец-то, появляются душа и непосредственность.
«Единица Монтевидео»
О чем?
Из тюрьмы выходит бывший талантливый хирург Александр Лунин (Алексей Серебряков). Он был несправедливо осужден за убийство своей жены (Ксения Раппопорт). Вернувшись домой после тринадцати лет за решеткой, он становится свидетелем страшной картины и попадает в ловушку бывшего заключенного, который не может начать жизнь заново: его дочь Луна (Агния Дитковските) уже несколько лет не слезает с иглы, отношения с ней развалены до самого основания, а новую работу после тюрьмы найти невозможно. Трагедии сменяют друг друга, пока его жизнь наконец не достигает дна – Луна оказывается прикованной к постели. От этого дна Александру придется оттолкнуться.
Зачем смотреть?
«Единица Монтевидео» – зрелище не из простых. Первая половина картины напоминает самые серые и депрессивные когда-либо созданные российские фильмы. Отыскать светлое пятно в ней можно только одним способом – придумать его.
Но все же вторая половина, исповедальная и куда более светлая визуально, дарит весомую надежду на то, что любое бедствие можно если не остановить, то хотя бы смягчить. Однако цена может оказаться слишком высокой.
Главное достоинство ленты – потрясающая актерская игра Алексея Серебрякова. Это одна из лучших ролей за всю его карьеру. То же самое можно сказать и о режиссерской работе актрисы Татьяны Лютаевой – это ее второй полнометражный фильм и совершенно точно лучший. Жюри конкурса «Русские премьеры» отметило «Единицу Монтевидео» специальным упоминанием «за яркую режиссерскую работу и актерский состав».
«Милейшие мертвецы»
О чем?
Фотограф-мизантроп по имени Клэй предпочитает спокойный образ жизни. Он – типичный сыч, угрюмый домашний мужчина, не проявляющий активности. Любимое занятие Клэя – полежать на диване, выпить пива и посмотреть телевизор. Когда его жена уезжает в командировку в другой город, Клэй встречает своего давнего приятеля Уита и проводит с ним веселую вечеринку, а на утро узнает, что тот – призрак. И видит его только Клэй. Привычная жизнь сыча рушится. Уит не отходит от друга ни на шаг, чтобы не потерять его и не остаться в полном одиночестве в незамечающем его обществе. Вместе друзьям предстоит придумать, как жить дальше.
Зачем смотреть?
В кино было столько историй о призраках, являющихся живым, что подобную роль умудрился сыграть даже Федор Бондарчук («Призрак»). «Милейшие мертвецы» – одна из таких историй, созданная американским инди-тандемом Клэя Татума и Уитмера Томаса. Татум выступил режиссером и исполнил главную роль, а Томас сыграл его мертвого приятеля.
Подобные кейсы частенько случаются в американском кино и всегда вызывают нешуточный интерес – вспомнить хотя бы дуэт Аарона Мурхеда и Джастина Бенсона или Билла Мюррея и Гарольда Рэмиса.
«Милейшие мертвецы» стали для жанра и своей тематики чем-то вроде «Зависнуть в Палм-Спрингс» для фильмов о петлях времени – инди-комедией, необычным образом обыгрывающей многие жанровые клише и представляющей новый взгляд на до дыр потрепанную концепцию. Смешно, тепло, лаконично, свежо – от маленькой американской комедии-выходца из фестивалей «Санденс» или «Слэмдэнс» большего и не требуется.
Бонус: три лучших фильма основного конкурса ММКФ
Коротко расскажем и о трех лучших фильмах основного конкурса Московского международного кинофестиваля. Зрительским вниманием они, к сожалению, будут обделены – такова правда жизни для подавляющего большинства конкурсных картин ММКФ. Тем не менее некоторые работы такой участи явно не заслуживают.
«След зверя». Стильный сербский нуар, действие которого происходит в коммунистической Югославии 1979 года – журналист распутывает дело, связанное с влиятельными стариками во власти, долгие годы практикующими политические убийства. Визуально кино похоже на «Казнь» Ладо Кватании: дождливая погода, темные министерские коридоры и серая тусклая природа Югославии. Но интересных повествовательных решений все же меньше. Жюри российской кинокритики признало картину лучшей в конкурсе.
«Три брата». Чилийская рок-драма о трех разнохарактерных конфликтующих братьях, вынужденно объединенных общим горем и общей целью – спасти семейную лесопилку от бурной реки.
Холодная история, рассказанная режиссером Франсиско Папарельей, была признана лучшим фильмом смотра и получила главный приз – «Золотого Святого Георгия».
«Черная луна». Главные герои этой мексиканской ленты – жители небольшого провинциального поселения. Они борются за свою реку – не просто артерию, а сердце, мозг и все-все-все для города. Коррумпированные власти хотят построить дамбу, из-за которой вода в город поступать не будет. На фоне общественных протестов и политических преступлений разворачивается история бедной семьи. У каждого из ее членов свои витальные проблемы и мечты, которые разрушаются одна за другой. Остановить это падение они могут только вместе. И могут ли? Ведь, как известно, не все институты в обществе работают, а что, если так же и в семье?
Фильм, как и только что вышедшая в российский прокат драма-победитель Берлинале «Земля Алькаррас», будто бы снят классиком британского кино Кеном Лоучем. И, надо признать, снят не менее искусно – соцреалист Лоуч столько точных метафор в своих лентах не использует. «Черная луна» получила премию за лучшую режиссуру, а также была награждена призом зрительских симпатий.