Без права на мурлыканье. 11 примеров того, что кинематографисты не любят кошек
Кошек любит интернет — за просмотром видео с ними можно незаметно провести целый вечер. Однако в кино и анимации к этим животным чаще другое отношение: здесь они играют роли антагонистов или неудачников. Time Out разбирает примеры, когда кошки из милых питомцев становились воплощением зла по решению сценаристов и продюсеров.
Люцифер
(«Золушка», 1950)
Когда мы смотрели этот мультфильм в детстве, толстый наглый кот, который пытается поймать дружелюбных мышей, вызывал однозначно негативные эмоции. Но вернувшись к картине в осознанном возрасте, многие взрослые понимают, что были несправедливы к животному. Дом буквально кишит мышами, которые вылезают из всех щелей, ходят по еде, ползают по кроватям… Кроме того, Люциферу досталась одна из самых жестоких кончин в истории Disney: он умирает, падая из окна огромной башни.
Миссис Норрис
(«Гарри Поттер и философский камень», 2001)
Миссис Норрис помогала завхозу Хогвартса Филчу патрулировать коридоры волшебной школы. Еее нельзя однозначно назвать отрицательным персонажем, но в первой части герои в страхе бегут от животного, которое может сообщить Филчу об их прогулках по запретной части здания. Джоан Роулинг также поддержала стереотип о том, что злодеи обожают кошек, одарив любовью к пушистым созданиям пренеприятную Долорес Амбридж из книги «Гарри Поттер и Орден Феникса».
Режиссер: Крис Коламбус
В ролях: Дэниэл Рэдклифф, Руперт Гринт, Эмма Уотсон
Си и Ам
(«Леди и бродяга», 1955)
Шедевр Disney богат на стереотипы. Главная героиня — американский кокер-спаниэль по кличке Леди — ангел во плоти, она попала в дом тетушки Сары еще щенком. Две сиамские кошки Си и Ам — полная ее противоположность, они карикатурно жестоки и хитры. Чтобы изжить любимицу хозяйки, они разрушают дом и сваливают содеянное на Леди, а также притворяются, что собака их побила. В конце концов судьба Леди складывается прекрасно, а о судьбе кошек создатели умолчали.
Команда «КОТОстрофа»
(«Щенячий патруль», 2013 — настоящее время)
На церемонии вручения «Оскара» в 2018 году ведущий Джимми Киммел пошутил, что впервые номинированный на премию Тимоти Шаламе пропускает «Щенячий патруль», чтобы быть здесь: это был намек на молодость актера. Шутка демонстрирует масштаб популярности мультфильма по всему миру. Конечно, там есть и положительная репрезентация кошек, но расстановка сил ясна: собаки — самоотверженные спасатели, кошки — мелкие хулиганы.
Драгон
(«История игрушек 4», 2019)
Четвертая часть триумфальной истории об одушевленный игрушках выбрала себе в антагонисты кошку. Драгон, которая любит разрушать игрушки, патрулирует полки антикварного магазина, из которого Вуди, Базз и остальная компания рассчитывают выкрасть друга. Сценаристы также добавили в сюжет типичную для изображения кошек сцену о том, как они выплевывают комки шерсти.
Пушинка
(«Ох уж эти детки!», 1991 —2004)
Чаки, Томми и близнецы Лил и Фил — малыши, постигающие мир. Анжелика, которая немного старше, направляет все свои силы на то, чтобы испортить им игры. Ее любимая кошка — Пушинка — похожа на хозяйку: за привлекательной белой шерсткой скрываются расчетливость и жестокость. Трудно сказать, рушит ли она игры малышей потому, что ей это нравится, или ради того, чтобы лишний раз услужить Анжелике.
Не только кошки:
Герцогиня
(«Бэйб: Четвероногий малыш», 1995)
В этом детском фильме персидская кошка изображена настоящей стервой. Она высокомерно считает себя лучше всех остальных животных на ферме. Впрочем, у ее гордыни есть основания: она — одна из немногих, кому позволено жить в доме. Именно она рассказывает главному герою фильма, поросенку Бэйб, что люди едят свиней. Мир Герцогини рушится, когда поросенку разрешают ночевать дома. А когда она царапает бедняжку, ее и вовсе прогоняют на улицу.
Хлоя и банда уличных котов
(«Тайная жизнь домашних животных», 2016)
Фильм о домашних животных содержит на удивление мало героев-котов, несмотря на то, что действие происходит в Нью-Йорке — городе, который из-за высокой арендной платы скорее располагает к выбору кошек в качестве питомцев. Главные герои, собаки, верные людям, — милые существа. Единственная затесавшаяся среди них кошка, Хлоя, — эгоистичная толстая особа. Банда уличных котят изображена еще хуже: это практически кровожадные преступники.
Мистер Бигглсворс
(«Остин Пауэрс: Человек-загадка международного масштаба», 1997)
В начале истории Мистер Бигглсворс был персидским белым котом. Но криогенная заморозка длинною в 30 лет сделала из него сфинкса. Питомец Доктора Зло полноценно участвует в делах своего хозяина. Например, присутствует на злодейских совещаниях, где Доктор Зло объясняет провинившимся перед уничтожением, что когда он несчастлив, его кот несчастлив, и тогда умирают люди.
Режиссер: Джей Роуч
В ролях: Майк Майерс, Элизабет Херли, Майкл Йорк
Азраэль
(«Смурфики», 1981 — 1989)
Главный помощник коварного волшебника Гаргамеля был с самого начала обречен на амплуа злодея: его имя во многих религиях используется для обозначения ангела смерти. Вопреки статусу помощника, он гораздо умнее своего хозяина, часто спасает его и указывает на недостатки в его планах. Ворчливый Гаргамель же отплачивает ему систематическими оскорблениями.
Кот Вито Корлеоне
(«Крестный отец», 1972)
В оригинальном сценарии и книге, по которой снят фильм, нет ни слова о коте. Его заметил на площадке режиссер Френсис Форд Коппола в день съемок. Зная о любви исполнителя роли главы мафии Марлона Брандо к животным и импровизациям, он посадил кошку к нему на колени. Легенда гласит, что двое так понравились друг другу, что специалистам пришлось потрудиться над тем, чтобы убрать звуки громкого мурчания.
Режиссер: Фрэнсис Форд Коппола
В ролях: Марлон Брандо, Аль Пачино, Джеймс Каан