111 лет великого кино: «Художественный» открывается после реконструкции
«Художественный» — не просто старейший кинотеатр столицы, а символ старой Москвы, с которым связаны истории нескольких поколений городских жителей. Спустя семь лет реконструкции кинотеатр, куда ходили еще наши бабушки и прабабушки, открывается. Time Out побывал внутри и рассказывает, как теперь выглядит «Художественный» и что нового он приготовил для своих гостей.
Как все начиналось
«Художественный» — своеобразный учебник истории. По тому, как выглядел кинотеатр в разное время, можно проследить, как менялись технологии, отношение к красоте и архитектуре.
Его история началась в 1909 году. Кинематограф был невероятно популярен, и предприимчивые граждане организовывали места для кинопоказов — часто роль кинозалов выполняли различные каморки и склады с киноаппаратом и простыней. «Художественный», над которым работал архитектор Николай Благовещенский, отличался от прочих столичных кинозалов — его здание изначально проектировалось как кинотеатр. Кроме того, это было заведение, как бы сейчас сказали, премиум-сегмента, со зрительным залом на 400 мест и светящимся фонтаном в фойе. Здесь демонстрировали главные киноновинки, а билеты можно было заказать с доставкой на дом. В своем первом воплощении «Художественный электро-театръ», или «Синематограф Брокша», выглядел совсем иначе — это было одноэтажное здание с куполом, статуями и колоннами. Представить его можно благодаря листу проекта Шехтеля от 1912 года.
В 1912-1913 годах здание «Художественного» перестроил знаменитый мастер московского модерна Федор Шехтель. Изменился фасад здания, кинотеатр обзавелся вентиляцией, паровым отоплением, балконом и ложами, перекрытиями из бетона, а число мест в зрительном зале увеличилось более чем в два раза.
Кроме того, строители «Художественного» позаботились о пожарной безопасности: целлулоидная пленка хранилась в специально оборудованном помещении, обитом кованым железом. После такого «перезапуска» кинотеатр стал любимым местом московской интеллигенции, которое посещали Лев Толстой, Сергей Есенин и другие.
С приходом советской власти изменилось назначение многих зданий: бывшие церкви превращались в склады, дворянские резиденции — в дома отдыха. Однако на судьбу культового кинотеатра смена строя практически не повлияла: Роберт Брок перестал быть управляющим, но кинотеатр остался кинотеатром. Более того, в 1921 году «Художественный» стал первым кинотеатром Госкино. В 1926 году здесь прошла премьера кинофильма «Броненосец “Потемкин”», в 1931-м — первой звуковой картины «Путевка в жизнь», а в 1936 году — первого цветного фильма «Груня Корнакова». В довоенные годы при кинотеатре находились комната матери и ребенка, буфет, читальный зал, место для игры в шахматы и шашки. В летнее время в саду при театре проводили эстрадные концерты.
За годы своего существования «Художественный» несколько раз оказывался под угрозой разрушения. Первый раз — во время войны. Кинотеатр не прекращал работу и чудом уцелел во время бомбежек: прилегавшее к нему здание было полностью разрушено, но «Художественный» устоял.
После войны здание подверглось реконструкции: с одной стороны, «Художественный» получил новый экран и стал первым широкоэкранным кинотеатром в СССР, с другой — потерял оригинальный шехтелевский декор. Большой зал утратил исторический потолок, а фасады — барельефы с колесницами. На месте окон со стороны Арбатской площади появилась глухая стена. Тогда же родилась традиция завешивать весь фасад афишами: возможно, так начали делать, чтобы здание не выглядело как унылая бетонная коробка.
Следующий удар по кинотеатру пришелся уже на мирный период: здание планировали снести во время реконструкции Нового Арбата для дополнительного расширения магистрали, соединяющей Кремль и Кутузовский проспект. «Художественный» отстояли режиссеры и актеры.
В 1960-е и 1970-е в уцелевшем кинотеатре можно было посмотреть заграничные картины. Здесь проводились фестивали чехословацкого кинематографа, неделя фильмов Аргентины и другие подобные мероприятия. Капитальный ремонт здания в 1987 году ознаменовал для «Художественного» не новую эпоху, а начало упадка. Несмотря на то, что он продолжал пользоваться популярностью у горожан, здание постепенно разрушалось, и в 90-е годы большую часть его площади стали занимать бар и игровые автоматы.
В кинотеатр на карантине: смотрим фестивальное кино дома
Time Out приготовил для вас тематические программы из фестивальных лент, доступных для просмотра в онлайн-кинотеатрах.
Реконструкция
Команде, проводившей реставрацию, передали не просто здание в аварийном состоянии, а место с богатым прошлым и огромной значимостью для многих москвичей. Неудивительно, что вокруг проекта ходило огромное количество слухов и подозрений — говорили, например, что на месте исторического кинотеатра хотят открыть казино или клуб. Смена подрядчика в процессе реставрации лишь спровоцировала новый скандал.
Замысел был таков: создать из обветшавшего шедевра архитектуры современный кинотеатр и при этом максимально бережно отнестись к его культурному наследию. Для работы привлекли специалистов из Испании и Германии, которые знали, как деликатно интегрировать современные технологии в исторический памятник.
При реставрации старались соблюдать баланс: максимально восстановить все, что было возможно, но не создать псевдоисторический интерьер. Все получилось: в образе обновленного «Художественного» успешно сочетаются и историческое наследие, и современность. Потолок в фойе обрамляет собранный по крупицам шехтелевский карниз, а доминантой здесь служат хорошо сохранившиеся советские решетки. Интересная история приключилась с баром и фонтаном: они есть на шехтелевском плане кинотеатра, однако никаких данных о том, как они выглядели, не сохранилось. Поэтому при реставрации их все же оставили, но в современном дизайне.
Шехтелевский декор удалось вернуть и стенам большого зала. При воссоздании нужного рисунка использовали особую акустическую штукатурку — она улучшает звукоизоляцию. А вот экстерьер здания изменился: вновь появились окна со стороны Арбатской площади, на фасад вернулись отреставрированные маскароны и барельефы «Селена» и «Гелиос», а также надписи «Входъ» и «Выходъ» над парадными дверьми.
При этом зрительные залы — всего их четыре — оборудованы самыми современными технологиями. Например, аудиосистемой Dolby Atmos, создающей эффект полного погружения, и высококонтрастными лазерными кинопроекторами Barco. Таких в мире всего двадцать один — и четыре из них в «Художественном».
Полностью обновленный главный зал кинотеатра вмещает 474 зрителя, два малых — по 46, а один камерный — 21.
Реконструкторы хотели сделать «Художественный» не просто кинотеатром, но и общественным пространством, «живым» местом для москвичей. Здесь можно будет встретиться с друзьями за чашкой кофе или получить новые знания: в южном фойе откроется филиал библиотеки им. Н.А. Некрасова, где будет представлена подборка книг о кино, театре, музыке, архитектуре, а также периодика, посвященная искусству. Посетители смогут оформить читательский билет, который будет действовать не только в «Художественном», но и в других московских библиотеках.
За пищу физическую отвечает Lucky Group: на территории располагаются ресторан, кофейня и три бара. Также здесь находится корнер парфюмерного бренда Zielinsky&Rozen, где, кроме классической продукции, можно будет найти линейку с ароматом Fiction, созданную в коллаборации с кинотеатром.
10 лет жизни. Что случилось в Москве за последнее десятилетие: с 2011 по 2020
Time Out продолжает серию материалов о том, как время меняло Москву последние 10 лет, какие катаклизмы происходили в столице, как воспринимались перемены тогда и чем они стали для города сейчас.
Будущее кинотеатра
Программный директор «Художественного» Стас Тыркин пообещал, что репертуар определяет само название кинотеатра: основное внимание достанется фильмам с художественной, а не с коммерческой составляющей: «Здесь не будет попкорна, здесь будет качественная еда <…>. Поход в кино теперь будет запланированным выходом в свет, запланированной художественной акцией».
«Художественный» останется кинотеатром премьерного показа и фестивальным центром с кураторским подходом к программе. Репертуар составят избранные прокатные релизы, специальные показы, фестивали, ленты в формате 35 мм и другие культурные события. Большинство фильмов будут демонстрировать на языке оригинала с русскими субтитрами. Также «Художественный» планирует поддерживать партнерские отношения с «Пионером», но они по-прежнему останутся двумя разными репертуарными кинотеатрами.
Новая страница в истории «Художественного» начнется с премьеры фильма Флориана Зеллера «Отец» с Энтони Хопкинсом и Оливией Колман в главных ролях. Этот показ откроет программу фильмов-номинантов на «Оскар 2021», которая продлится до 22 апреля. 10 апреля состоится специальный показ фильма «Броненосец “Потемкин”» Сергея Эйзенштейна. Зрители увидят версию, восстановленную немецкой синематекой в 2005 году, с оригинальными интертитрами, кадрами, которые ранее вырезали из-за цензуры, и музыкой Эдмунда Майзеля, чью партитуру одобрил сам Эйзенштейн. Фильм представит режиссер Илья Найшуллер.
С 23 по 29 апреля в «Художественном» пройдут показы Московского Международного кинофестиваля. 30 апреля, в день 65-летия Ларса фон Триера, состоится спецпоказ фильма «Догвилль».
Кинопоказы в «Художественном» начнутся 9 апреля, билеты на сеансы уже можно приобрести на сайте.
Time Out собирает истории
«Художественный» — особое место на карте Москвы. У многих семей есть истории, связанные с этим кинотеатром, и мы хотим их узнать. Может быть, здесь познакомились ваши бабушка и дедушка, или родители сбегали сюда с уроков, чтобы посмотреть кино? Расскажите нам об этом в письме или в соцсетях (Facebook, вКонтакте, Twitter, Instagram, Одноклассники).