Чеховский фестиваль
Чеховский фестиваль радует нас все чаще и чаще. Сначала он проходил раз в четыре года. В новом веке начал пропускать только четные года, а теперь и года не прошло — пожалуйте опять раскошелиться. Двадцать пять спектаклей за два месяца, и в каждом своя звезда. Повод оправдывает все: юбилей классика, чье имя носит фест. Подарок юбиляру скромным никак не назовешь.
Программа этого года — беспрецедентный продюсерский проект: все спектакли по произведениям Чехова или о нем, четырнадцать поставлены специально для фестиваля и с его непосредственным участием. Режиссеры, хореографы и сценографы — сплошь элита мирового театра: Франк Касторф, Матс Эк, Дзё Канамори, Даниэле Финци Паска, Жозеф Надж, Начо Дуато — Авиньон отдыхает. Наши мэтры тоже тут как тут. Многие и сами к юбилею Чехова поставили. А кому и фест помог. В афише — премьеры Дмитрия Крымова, Алексея Бородина, Дмитрия Чернякова и Евгения Каменьковича. Открытие обещает быть громким.
Франк Касторф уже изрядно подразнил московских зрителей. Споры о его брутальной, технически навороченной интерпретации «Мастера и Маргариты», где обдолбанные герои ненавидели и друг друга, и публику, не утихают уже много лет. Он же «заразил» наших режиссеров пристрастием к прямой трансляции крупных планов актеров на огромный экран. Оператор преследовал персонажей и в невидимых зрителям закоулках декораций, и даже за кулисами. На сей раз режиссер на примере «Трех сестер» собирается показать, как «через столкновение бесправного класса с буржуазной летаргией возникает социально-революционный потенциал». Для наглядности бесправия он добавил к пьесе еще и повесть «Мужики» — получился спектакль под весьма подходящим для начала юбилейного фестиваля названием «В Москву! В Москву!» (вт 25 — чт 27 мая, 19.00, берлинский театр «Фольксбюне», на сцене Театра им. Моссовета).
Продолжение должно стать сюрпризом. Аргентинская компания Д. Веронезе впервые приезжает в Москву. Режиссера и сценографа Даниэля Веронезе Чехов поражает своей страстностью. Он поставил осовремененный и «обаргентиненный» спектакль «Дядя Ваня (Следящий за женщиной, которая сама себя убивает)» о разрушении человеческих связей (ср 26 — сб 29, 13.00, 19.00, вс 30 мая, 19.00, на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда).
Российскую программу начнет роскошная нескончаемая похоронная процессия виноватых перед классиком соотечественников, которую придумал Дмитрий Крымов и озвучил Александр Бакши — «Тарарабумбия. Шествие» (пт 28 — вс 30 мая, 20.00). По разрезающему зал «Школы драматического искусства» транспортеру проезжают все русские «типы», которые Чехов ввел в мировую культуру. По мнению режиссера, его «речь превратилась в кодовый язык всех людей театра, а в России — всей русской интеллигенции». Театр им. К. С. Станиславского поучаствует в фесте первой постановкой своего художественного руководителя Александра Галибина пьесы Елены Греминой «Братья Ч.» (пт 28, сб 29 мая, 19.00) о взаимоотношениях братьев Чеховых. Нашли-таки к юбилею еще не прочитанные страницы. И ста пятидесяти лет не прошло.