Режиссера вставлять должно — такая профессия
Вы ни разу не ставили классику. Не умеете или не хотите?
Я потерял мотивацию ставить классику. Я ставил ее, когда учился, но уже в качестве диплома поставил «Хлам» Дурненкова. Мне не очень интересно заниматься поиском ответа на вопрос «Почему сейчас?», ответа на который требует классический материал. В современной пьесе его просто нет.
Начинать в режиссуре легко?
По-разному бывает. Но большинству начинающих режиссеров ради дипломного спектакля приходится искать сцену в провинции. Чаще всего, чтобы поставить сказку. В Москве без протекции тебя даже слушать никто не будет. Слава тебе господи, что существуют Центр режиссуры и драматургии Казанцева и Рощина и Театр.doc.
Недавно и вы поставили спектакль в Прокопьевске. Как вас туда занесло?
Меня пригласил туда известный театральный деятель Олег Лоевский, с которым мы познакомились на театральной лаборатории на Сахалине.
В Москве у вас выходит другая премьера — «Приход тела». Поскольку это пьеса братьев Пресняковых, можно предположить историю, леденящую кровь…
Жесткая история про девочку, которую убил отец, потом над ней надругался в морге милиционер. Девочка попадает на небо, где никак не могут решить ее судьбу — с одной стороны, она напичкана спермой, поэтому в рай ей не попасть, а с другой стороны, она — безгрешна. И ей дают шанс — отправляют обратно к родителям. На час. Если она за это время согрешит, то в рай не попадет.
Мне уже хочется встать и уйти…
Эта пьеса меня заинтересовала тем, что в ней есть скрытый персонаж — сами создатели, братья Пресняковы. Мне стало интересно, почему возник жанр, в котором написана пьеса. Мы пытались понять, почему такая трэшевая история превращается в гиньоль. Вопрос появления такой пьесы обращен не к Пресняковым, а, скорее, к зрительному залу.
Персонаж «авторы» на сцене будет?
Озвучивать Пресняковых будет персонаж, обозначенный как «режиссер». И я пригласил на эту, по сути, главную роль Валерию Гай Германику, которая сама снимает кино про неприукрашенную действительность. А как актрису я видел ее на фестивале «Новая драма».
Почти одновременно выходит еще одна ваша премьера — «Чё», которую авторы просто сами играют…
Автор пьесы Ира Вилкова начала репетировать как исполнительница женской роли. Молодая девушка уезжает в Питер и за три часа приобретает большой эмоциональный опыт — успевает влюбиться, разочароваться, один раз поцеловаться, покурить марихуану. Меня как режиссера заинтересовала возможность сделать «пьесу внутри пьесы» — и я добавил текст, написанный Лешей Литвиненко, исполнителем мужской роли (Епифанцев в сериале «Школа». — Прим. Time Out). И, пока актеры рассказывают эту историю, у них складываются сложные взаимоотношения. Поэтому, когда заканчивается пьеса «Чё», начинается история взаимоотношений между рассказчиками.
А что такое «Чё»?
На сленге «Будешь чё?» — предложение покурить марихуану.
Уже знаете, что будете делать дальше?
Нет. Но есть пьесы, которые мне очень интересны на данный момент — «Легкое дыхание» Павла Пряжко, «Титий безупречный» Курочкина. Вообще, режиссер — такая профессия, что если тебя не вставляет, то ты либо ничего не поставишь, либо поставишь говно. Хотя, даже если вставляет, может получиться говно. Короче, можешь не ставить — не ставь.