Спарта чемпион!
Никто не ожидал, что фильм «300 спартанцев, основанный на реальных событиях, произошедших в 480 году до нашей эры, соберет 70 млн долларов (при 60 млн бюджета) за первый уикенд. Потому что такой джек-пот прежде удавалось выбить заключительной части трилогии Властелин колец, продолжению Парка юрского периода и мультфильму В поисках Немо, то есть только Очень Большим Блокбастерам.
До премьеры 300 спартанцев, в котором горстка греческих воинов под предводительством спартанского царя Леонида три дня удерживает персидские полчища у Фермопильского прохода, оценивался по другой шкале — аналитики кинобизнеса предсказывали финансовую судьбу фильма, помня о череде провалов новых американских пеплумов. Брэд Питт, сыгравший златокудрого Ахилла, не помог собрать Трое Вольфганга Петерсена больше 133 млн в прокате США (при бюджете в 185 млн), а байопик Оливера Стоуна о великом полководце Александре Македонском Александр и вовсе принес создателям всего 34 млн. По этой логике у 300 спартанцев была лишь одна надежда на чистую прибыль — сценарий фильма Зака Снайдера писался не с Истории Геродота, а с комикса художника Фрэнка Миллера.
Голливудские студии давно осознали, что экранизации комиксов — это очень прибыльный жанр. Эти картины смотрят и дети, сходящие с ума по Бэтмену, Человеку-пауку и великану Халку, и их молодые родители, выросшие на тех же супергероях . Снятый в 1989 году Бэтмен стоил немалые по тем временам 35 млн долларов, но в мировом прокате заработал 415 млн. Обе части Человека-паука входят в десятку самых кассовых фильмов США. Однако с недавнего времени разыгрывать карту комиксов стало намного трудней. Во-первых, все успешные серии уже разобраны. Герои мельчают — до экрана докатился даже такой маргинальный персонаж, как адский мотоциклист Призрачный Гонщик. Во-вторых, в кинокомиксах режиссеры нередко маскируют сценарные просчеты достижениями художников по компьютерной графике, и публика уже раскусила эту уловку — прошлогоднему Возвращению Супермена Брайана Сингера, например, спецэффекты не помогли вернуть свой трехсотмиллионный бюджет.
300 спартанцев был снят на фоне голубого экрана всего за 60 дней, а потом целый год доводился до ума мастерами спецэффектов в десяти студиях на трех континентах. Но и под голливудскую схему отъема денег у нации, вскормленной на рисованных историях про супергероев, этот фильм не подходит. Потому что он основан на графическом романе 300 Фрэнка Миллера, заразившего американскую комикс-культуру жестокостью японских манга. С подачи Миллера, в середине 80-х перезапустившего карьеру одряхлевшего Бэтмена серией Возвращение Темного рыцаря, рисованные истории перестали быть забавой для детишек и заявили о себе как об искусстве, которое интересуют секс, смерть и политика.
300, выпущенный в 1998-м, замешен на насилии и сексе, как и Город грехов. Режиссер Зак Снайдер, три года назад дебютировавший ремейком культового хоррора Рассвет мертвецов, согласился на экранизацию 300, поставив условие студии Warner Bros., что ему позволят в точности воспроизвести жестокий графический мир Миллера. В результате фильм без хеппи-энда получил от американской рейтинговой ассоциации метку R — детям до 17 лет просмотр разрешен только со взрослыми. И, казалось, это значит, что фильму ни за что не стать таким же блокбастером, как Бэтмен или Человек-паук.
Реальность превзошла все самые смелые надежды режиссера — 300 спартанцев занял третью строчку в топе самых успешно стартовавших фильмов категории R после Матрица: Перезагрузка и Страстей Христовых. Зак Снайдер, 15 лет набивавший руку на рекламных роликах и музыкальных клипах, объясняет успех картины тем, что не умеет делать тоскливое кино. 90 процентов фильмов категории R — депрессивное занудство, притворяющееся умной картиной, — говорит 40-летний режиссер. — Мне не стыдно признать, что 300 спартанцев – это всего лишь фильм про войну, мечи и сандалии. Зато у меня получился аттракцион покруче американских горок. Кино даст столько адреналина, что вам захочется подскочить с кресла и надрать кому-нибудь задницу».