Марина Семенова — больше, чем балерина
Анна Гордеева вспоминает пять ее ролей, которые она сыграла не на сцене.
Спасительница русского балета
Мариинский театр после революции долго не мог оправиться от массовой эмиграции своих звезд; спектакли продолжали идти, но все громче раздавались голоса, что с балетом как с искусством надо заканчивать в принципе. В 1925 году совет народных комиссаров решал вопрос о существовании балетного театра — и знаменитый педагог Агриппина Ваганова пригласила тогдашних министров на выступление своей 17-летней ученицы. Больше никто о ликвидации балета не думал — более того, театру добавили денег в бюджет.
Первая советская звезда, гастролировавшая в Парижской опере
В 1930 году Серж Лифарь пригласил Семенову танцевать «Жизель», и она удивила французов, убежденных, что в СССР балет находится в упадке. Правда, пораженные жизнерадостностью артистки даже в той части спектакля, где ее героиня является привидением, некоторые французские газеты писали, что Семенова как настоящая большевичка не верит в загробную жизнь.
Жена врага народа
Первым мужем Семеновой был ее однофамилец, премьер Мариинки Виктор Семенов. Он был старше ее на шестнадцать лет, и когда карьера балерины пошла резко на взлет, его карьера уже заканчивалась. В 1929 году они вместе переехали в Москву (Семенова стала танцевать в Большом, ее муж — руководить московским училищем) — и тут расстались. Семенова вышла замуж за заместителя министра иностранных дел Льва Карахана, который позже был назначен послом СССР в Турции. В 1937 году он был расстрелян как враг народа. Семенова чудом избежала ареста — но от первых ролей в театре ее отодвинули навсегда, она стала выходить в балетных вставных сценах в операх и браться за любую работу, в том числе за безнадежный советский репертуар.
Балерина победы
В 1945 году Семенова танцевала «Раймонду» для офицеров, вернувшихся из Германии — и бывшие на том спектакле люди писали ей восторженные письма и 50 лет спустя. «Раймонду», сюжет которой — спасение крестоносцем своей невесты от притязаний сарацина — офицеры восприняли как историю своей победы. Овации длились более получаса, а спектакль вошел в историю.
Учительница звезд
В 1952 году Семенова оставила сцену и стала вести класс в Большом театре, чем занималась более пятидесяти лет. В труппе, сформированной в основном из выпускников бравой московской школы, она прививала своим ученикам более тонкие вагановские манеры. Последним по времени ее учеником стал Николай Цискаридзе, который взял на себя руководство занятиями после того, как Семенова несколько лет назад перестала выходить из дома.