Выбрал свою стезю. 12 фактов из биографии Уиллема Дефо
Интересная внешность Уиллема Дефо запомнилась каждому юному зрителю фильма Сэма Рэйми о Человеке-пауке. Однако его карьера успешно началась задолго до экранизации популярного комикса. В честь дня рождения актера Time Out вспомнил 12 фактов из его биографии.
1
Уильям Джеймс Дефо родился в маленьком городке Эпплтон в штате Висконсин. Он был седьмым из восьмерых детей. Его отец был хирургом, а мать медсестрой, они много работали и подолгу не бывали дома, так что мальчика практически вырастили пять старших сестер. По признанию актера, сестры постоянно рассказывали ему об интимной близости между женщиной и мужчиной, так что к шести годам он уже узнал много интересного «о птичках и пчелках». Но когда попытался передать эти знания одноклассникам, они его побили, потому что сочли информацию отвратительной.
2
Уильяма назвали в честь его отца, но ему никогда не нравилось сокращение Билли, а Уильямом-младшим он быть не хотел. Коротким именем Уиллем его наградил школьный приятель, и когда Дефо стал актером, он оставил именно его, так как чувствовал себя с ним более естественно. Что касается фамилии, то по словам Уиллема, половина его родственников ставит в ней ударение на первый слог, а половина на второй — сам он выбрал последний вариант, потому что он звучал красивее и немного «по-европейски».
3
Дефо выгнали из школы за съемки «порнографического фильма». На самом деле это было недоразумение — для школьного проекта он решил снять ленту о своих соучениках-аутсайдерах и взял интервью у троих ребят: нудиста, сатаниста и парня, который выступал за легализацию марихуаны. В отснятом материале было довольно много рискованных моментов, которые Дефо собирался вырезать, но не успел — он ушел обедать, оставив пленки на монтажном столе, где их обнаружил один из учителей.
Разразился скандал, объяснения о том, что это «искусство», не помогли, и парня выгнали из школы. После этого он распрощался с родным городом и поступил в государственный университет Висконсина-Милуоки.
4
Дефо, по сути, не получил формального актерского образования. Он изучал драму в университете всего год, однако бросил его, чтобы присоединиться к труппе экспериментального «Театра Х» в Милуоки. Затем он переехал в театральную Мекку — Нью-Йорк. Там молодой актер поступил сначала в труппу авангардного театра The Performance Group, а затем вместе со своими коллегами Элизабет ЛеКомпт, Сполдингом Греем и другими основал собственный театр The Wooster Group, в котором проработал 27 лет, совмещая это с карьерой в кино.
5
Первую свою кинороль Дефо получил в фильме «Врата рая» (1980) — грандиозном вестерне, оглушительно провалившемся в прокате и похоронившем карьеру режиссера Майкла Чимино, а вместе с ним студию United Artists. Естественно, на момент проб этот бесславный конец не мог предсказать никто, а Дефо настолько хотел сняться в картине автора «Охотника на оленей», что фонетически выучил часть своего текста на голландском языке. То, что на самом деле он голландского не знает, стало для Чимино неприятным сюрпризом. Тем не менее, роль Дефо получил — только для того, чтобы быть уволенным спустя три месяца, когда режиссер услышал, как он не вовремя засмеялся на площадке.
Большинство сцен с его участием были вырезаны из фильма (а фамилия — из титров), однако, если очень хорошо присмотреться, можно заметить Дефо в эпизоде петушиного боя.
6
За неудачей на «Вратах рая» последовало несколько ролей, в основном отрицательных, однако прорывом для Дефо стал «Взвод» Оливера Стоуна (1986), где он сыграл эмпатичного и сострадательного сержанта Элайаса Гродина. Эта роль принесла ему первую номинацию на «Оскар», а сцена смерти его героя стала иконической — она знакома даже тем, кто самого фильма не видел, хотя бы по многочисленным пародиям. Номинация стала для Дефо настоящим сюрпризом — он и узнал-то о ней от няни, сидевшей с его ребенком.
7
Перед съемками во «Взводе» актеры две недели тренировались под руководством отставного капитана морской пехоты, чтобы лучше проникнуться солдатским и военным бытом. Дефо поддерживал это решение Стоуна, считая, что «право притворяться кем-то сначала надо заслужить».
8
В отношениях с театральным режиссером Элизабет ЛеКомпт Дефо прожил 27 лет. У них родился сын, однако они никогда не были женаты: по мнению Элизабет, брак означал, что женщина становится собственностью мужчины, а Уиллем уважал ее мнение.
Тем не менее, с годами он понял, что все-таки заинтересован в более традиционном союзе.
«Когда много путешествуешь», — сказал он в одном из интервью, «рано или поздно приходится принять решение о том, будешь ты моногамным или нет».
9
Со своей будущей женой, итальянской актрисой и режиссером Джадой Колагранде Дефо познакомился на улице в Риме в 2004 году и почти сразу сделал ей предложение. Он просто спросил ее за обедом: «Хочешь, завтра поженимся?» Они позвонили в мэрию и узнали, что если оставить заявку в тот же день, то на следующий действительно можно пожениться. Что Уиллем и Джада и сделали в присутствии своих лучших друзей — его менеджера и ее монтажера. После свадьбы Дефо получил второе гражданство и вместе с женой делит свою жизнь между Римом, Нью-Йорком и Лос-Анджелесом.
10
Дефо рассматривали на роль Джокера в фильме Тима Бертона «Бэтмен» (1989), что кажется довольно логичным выбором, но в итоге предложение так и не было сделано, и партия, как всем известно, отошла Джеку Николсону. Однако Дефо все-таки сыграл злодея из комиксов — Зеленого Гоблина в «Человеке-пауке» Сэма Рейми (2002), и это исполнение считается одним из лучших в истории кинокомиксов. Несмотря на то, что ему приходилось носить неудобный костюм и скрывающую лицо маску, у него получилось передать эмоции своего героя только за счет голоса и пластики.
В итоге эта роль стала для Дефо одной из любимых, и он сам предложил, чтобы Норман Осборн/Зеленый Гоблин вернулся в двух следующих частях трилогии.
11
В своей работе Дефо часто отталкивается от внешнего облика персонажа. Так, рисунок роли в «Диких сердцем» Дэвида Линча (1990) определили кривые накладные зубы, тонкие сутенерские усишки и зализанная прическа его героя. От роли в «Сиротском Бруклине» (2019) Дефо готов был отказаться, потому что как раз отращивал бороду для «Маяка» Роберта Эггерса (2019), а в 1950-е, когда происходит действие фильма Эдварда Нортона, бороды никто не носил. Однако Нортон все же убедил его согласиться, а борода стала визуальным символом того, насколько герой Дефо отличается от всех окружающих.
12
Тем не менее, Дефо не чужды и некоторые элементы Метода, причем даже после долгой и разнообразной карьеры он не отказывается открывать для себя что-то новое.
Так, для роли Ван Гога в фильме «Ван Гог. На пороге вечности» он научился писать маслом (в этом ему помог режиссер Джулиан Шнабель, художник по первой профессии), а для «Маяка» — вязать (а еще для съемок в этом фильме он брал уроки танцев вместе с Робертом Паттинсоном).