Музыка, мистика и любовь: 12 спектаклей, чтобы правильно встретить Новый год
«Щелкунчик»
Где: Большой театр/ в кинотеатрах проекта Theatre HD
Когда: 22-27, 29-31 декабря, 2-6 января / 20-21, 23-27, 29-31 декабря
Купить билеты в кино
Версию Юрия Григоровича смело можно назвать одним из самых совершенных «Щелкунчиков». Каждый такт музыки Чайковского находит отражение в танце — пластическое решение не просто опирается на партитуру балета, а растворяется в нем.
Хореографу удалось создать образ истинно сказочного героя-принца, волшебных кукол, исполняющих характерные танцы из старинных балетов и по-гофмановски мистического Дроссельмейера. Эта рождественская сказка, преображенная магией балетного искусства и величественной музыкой, давно стала неотъемлемой частью праздника. Ведь конец года — время не только для волшебства, но и для философских раздумий о спасительной силе любви.
Тем, кому не повезло стать счастливым обладателем билета в Большой театр, проект Theatre HD дает возможность увидеть балет на экранах кинотеатров. Существенный бонус — безупречная классическая техника артистов крупным планом.
«Современный концерт. Рождественская версия»
Июльансамбль Виктора Рыжакова представляет музыкальную феерию, состоящую из мировых хитов за предыдущие сто лет. Этот вековой хит-парад не только вобрал в себя ритмы и интонации разных стран, но и удивительным образом позволяет услышать само время в любимых всеми песнях. Стили сменяют друга с каждым десятилетием, но каждое историческое потрясение становится поводом для создания новой музыки. Рождественская версия обещает елку, апельсины и особенно праздничную музыку.
«Три ведра снега»
Тексты Елены Шевченко полны чувственного абсурда, они говорят о самом сокровенном тонко, почти шепотом. Спектакль из двух частей играют три актрисы: Агния Кузнецова, Елена Ксенофонтова и Ксения Энтелис превращают его в настоящую историю Женщины.
Здесь необъяснимые явления становятся частью обыденной жизни, повседневность и волшебство сплетаются так сильно, что отделить одно от другого становится невозможным. Обстоятельства между тем богаты на сюрпризы и преподносят то превращение в птицу, то путешествие из зимней Москвы в жаркую индийскую ночь. Чудеса и вправду поджидают в самых внезапных местах и в самое неожиданное время. Но прежде всего они таятся в наших мечтах, воспоминаниях и надеждах.
«Кристмас»
Где: Московский театр «Современник» (Другая сцена на Чистых прудах) / онлайн-трансляция на сайте lookport.live
Когда: 24 декабря
Рождественский концерт «Кристмас» уже стал традицией «Современника» — каждый наступающий год встречают шлягерной музыкой. В программе экспедиция по американским и советским рождественским песням. Идея музыкального перформанса принадлежала американскому актеру и режиссеру Казимиру Лиске, выпускнику мастерской Константина Райкина в Школе-студии МХАТ. В команде исполнителей: Стивен Томас Окснер, Инна Сухорецкая, Варя Чиркина, Юра Визбор м., Евгений Бархатов, Иракли Долидзе, Сергей Балашов.
Сердце концерта, его эмоциональная и тематическая опора — мини-спектакль по рождественской новелле О. Генри «Дары волхвов», говорящей о том, что во все времена самым ценным подарком остается любовь.
«Почтигород»
Девять историй, происходящих в маленьком городе на краю света, объединены сквозной темой — каждый герой сталкивается здесь с любовью. И их жизнь меняется навсегда. Любовь здесь подобна заполняющему сцену снегу: она искрится в воздухе над головами влюбленных, ложится вокруг пушистыми сугробами, кружит в своем безудержном вихре.
Режиссер Сергей Голомазов обыгрывает оригинальное название пьесы: Almost, Main – это «почти город», но еще и «почти человек». Ведь, как сказал Блок, «только влюбленный имеет право на звание человека». Девятнадцать осколков разбившегося сердца, поцелуи в списке главных опасностей, пакеты с любовью, которые не помещаются в багажник машины — каждая волшебная деталь спектакля напоминает о незримом, но постоянном присутствии чуда в жизни человека.
«Щелкунчик»
Где: Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко
Когда: 27-31 декабря, 2-4 января
Еще одна версия бессмертного балета Чайковского и Петипа — в редакции Василия Вайнонена. Именно эта версия с большим успехом идет во многих театрах мира. Вайнонен вдохнул жизнь в традиционализм, привнеся в балет свой уникальный авторский стиль: здесь использована техника классического танца, которой во времена Петипа еще не существовало.
Особенно впечатляет в спектакле работа с кордебалетом. В знаменитом танце снежинок в картине зимней ночи танцовщицы на сцене плетут неимоверной красоты пластические узоры. Сольные партии полны лиризма и интимных интонаций. Балет в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко можно смело назвать самым поэтичным из «Щелкунчиков».
«Северный ветер»
«Северный ветер» — это режиссерский дебют Ренаты Литвиновой на театральной сцене. Для работы над постановкой собственной пьесы-фантасмагории Рената собрала команду единомышленников: костюмы создал известный своим нестандартным подходом дизайнер Гоша Рубчинский, а музыку написала экзистенциальная Земфира Рамазанова. Сама Литвинова каждый раз появляется в новом образе — почтальонши, Смерти или Северного ветра. Мистическая семейная сага, происходящая в маленьком северном городке, под стать создательнице полна любви и мистического обаяния.
Действие разворачивается в новогоднюю ночь, которая повторяется снова и снова. На фоне проносится история, и только человеческие страдания и жажда любви остаются вечными
«Легенда о Хромоножке»
«Легенда о Хромоножке» переносит в атмосферу настоящего Севера, сурового, заснеженного и проявляющего всю истину человеческой натуры. Пьеса норвежца Бьернстьерне Бьернсона повествует о древних временах викингов и буквально наэлектризована языческой энергией древнеисландских саг. В постановке Владимира Бельдияна сталкиваются первобытные стихии и христианское смирение, «а поле битвы, как завещал еще Достоевский — сердца людей». Нельзя не оценить эпический размах действия, в равной степени отразивший и силу мести, рока и силу любви.
Примечательно, что легендарно-мифологическая скандинавская тема, насквозь пронизанная мрачным символизмом, в руках режиссера созвучна современным реалиям. Все тот же конфликт разных мировоззрений, радикализация идеологий, битвы и сражения. И, как всегда, спасает всех внутренний свет и любовь.
«Рождество в доме Купьелло»
Блистательный актерский дуэт Василия Бочкарева и Евгении Глушенко в пьесе выдающегося комедиографа Эдуардо Де Филиппо. Режиссер-постановщик спектакля Стефано Де Лука превращает дом неаполитанской семьи Купьелло в пространство, где легко соседствуют смех и слезы, любовь и обида, а от трагедии до комедии оказывается один шаг.
Главный герой Лука Купьелло одержим созданием вертепа — символа Рождества и идеальной семьи. Но праздник в этом доме далек от мира и согласия. Синьор Купьелло все больше утопает в иллюзиях и не хочет замечать, как хрупка идеальная гармония вокруг, которая, впрочем, и так существует только в воображении многострадального отца семейства. И когда, как ни в Рождество, приходит осознание — настоящий праздник и радость наступает в общем единении и заботе друг о друге.
«Снегурочка»
В сказке Островского в постановке Дениса Азарова есть много дыма, воды, поп-музыки и даже «Ирония судьбы, или С легким паром!», но мало любви. Снегурочка (Дарья Авратинская) здесь не мифическая снежная красавица, дочь Весны и Мороза, а мечтающая и свободная девушка «эпохи оттепели» — СССР 1960-х. Но действие движется дальше, смешивая эпохи до общего состояния безвременья и отмечая самые характерные признаки застойных 80-х, отчаянных 90-х, эгоцентричных нулевых. И вот героиня, уже в отрезвляющем втором десятилетии нового века, пытается найти ответ на главный вопрос — есть ли место для любви в современном мире? Стоит ей поддаться — и растаешь.
«Рождество О.Генри»
Специалист по мюзиклам Алексей Франдетти перенес одноименный мюзикл Питера Экстрома на российскую сцену — до этого трогательная история с чарующей музыкой почти 20 лет шла на сценах Бродвея. Спектакль основан на двух рассказах О. Генри — «Дары волхвов» и «Последний лист», и оба посвящены теме жертвенности в любви. В первой новелле любящая жена продает свои прекрасные каштановые волосы, чтобы купить мужу подарок — платиновую цепочку для его часов, он же продал свои часы ради черепаховых гребней для возлюбленной. Вторая — о старом художнике, который умирает, спасая тяжелобольную соседку художницу.
Камерная обстановка будто рисованной комнаты сама по себе уже создает уютную атмосферу домашнего праздника. Бродвейские стандарты, помноженные на русскую душевность и тягу к сентиментальности, в результате подарили идеальный рождественский спектакль для семейного просмотра.
«Снегурочка»
Балет Чайковского, в основу которого легла пьеса Александра Островского «Снегурочка», поставлен Владимиром Бурмейстером, близким родственником Петра Ильича. Художник Владимир Арефьев создал на сцене поистине сказочный зимний лес, покрытый ледяным кружевом и с индевеющими избушками деревни Берендеевки.
В спектакле есть все, чтобы заинтересовать и балетного неофита, и искушенного театрала: масштабные народные сцены с украинским кабриолем и трюками скоморохов, а также многочисленные отсылки к классическим балетам Чайковского. «Четвертый балет» великого русского композитора поставлен более полувека назад, но до сих пор смотрится во всех смыслах свежо.