«Весь русский рок шансон»
Группа «Ночные снайперы», ставшая объектом фанатичного культа среди короткостриженых девушек в кожаных куртках, возникла в 1993 году как акустический дуэт Дианы Арбениной и Светланы Сургановой. Первое выступление девушек с нервными балладами под гитару и скрипку состоялось на конкурсе авторской песни, где дуэту досталось лауреатское звание. После пяти лет гастролей по питерским клубам «Ночные снайперы» решили заиграть рок. В этом девушкам помогли музыканты «Наутилуса», и превращение прошло удачно — в 2000-м песня Арбениной «31-я весна» стала хитом «Нашего радио», и группа подписала контракт на выпуск первого рок-альбома «Рубеж» с лейблом Real Records. В 2002-м из «Ночных снайперов» ушла Светлана Сурганова, организовав собственный проект. Сейчас 32-летняя Диана Арбенина выпускает «Бонни & Клайд», четвертый альбом «Ночных снайперов» на Real Records.
Вы записывали этот альбом в Австралии и Англии. Почему?
Мы писали его вместе с Шурой из «Би-2» и работали с постоянными партнерами их группы в Австралии. Я уверена, что записать, свести и сделать все классно можно было и в России, если бы у нас была нормальная рок-н-ролльная культура. А поскольку ее нет, приходится идти на громадные вложения денег и ехать в Англию.
Что вы имеете в виду под отсутствием рок-н-ролльной культуры — плохую запись, сведение или содержание?
Что касается записи — техническое обеспечение достигло хорошего, скажем так, уровня, но, чтобы получить результат, нужны мозги и сердце. Иными словами, нужно родиться в Англии, чтобы стать группой «Битлз». В России есть фольклор и, разумеется, классическая музыка. Рок-н-ролла у нас нет.
А русский рок?
Весь русский рок по большому счету для меня — шансон.
Даже группа «Зоопарк» Майка Науменко, про которого принято говорить, что он перевел рок-н-ролл на русский язык?
Науменко — один из моих любимых персонажей. Но у нас как был культ личности, так и остался. Совершенно невыносимо слушать невнятную рок-музыку, которую делают люди, не умеющие играть на гитарах. Майк Науменко тоже играл не ахти как, но от него хотя бы перло такой харизмой, что на ней все и держалось.
А вы — рок-музыкант?
Да, один из немногих.
Считается, что настоящая рок-музыка должна нести какую-то идеологию, отстаивать позицию.
Я так не считаю. Какая позиция была у Джона Леннона? Музыканты, которые лезут на баррикады, мне не близки. Если нужно защитить кого-то — ну тогда я полезу. Однако к моему занятию это не имеет никакого отношения. Я саму себя в песнях выражаю, мне больше ничего не надо. Я влюбилась — пишу о том, как я влюбилась. А, собственно, больше писать и не о чем.
Вы смотрели фильм «Бонни и Клайд» с Уорреном Битти и Фэй Данауэй?
Смотрела. Но его ремейк, «Прирожденные убийцы» Оливера Стоуна, мне нравится больше. Мне ближе два пэтэушника, которые всех мочили в фильме Стоуна, и почему-то убитых бюргеров никто не помнит, а двух этих сволочей…
Почему, как вы думаете?
А вот я не понимаю. Я в эту историю влюбилась. Неужели мир настолько несправедлив, что он их принял и обласкал?.. Почему я влюбилась в этих двух уродов, а людей, которых они убили, мне, простите, не жалко? Ведь это неправильно.
Но вы пытаетесь найти ответ?
Уже год. Мне кажется, что между ними была настолько всепоглощающая сила чувств, что она оправдывает даже такие вещи, которые оправдать нельзя.
Есть много разных историй про всепоглощающую силу чувств — например, пьеса «Ромео и Джульетта», где влюбленные вступают в конфликт с миром, который настолько уродлив, что не принимает любовь как факт.
Ой, это сладкая сказка. В конце концов они могли сбежать куда угодно. И к тому же они никого не убивали. А после того, как я в самолете посмотрела ремейк «Ромео и Джульетты» с Леонардо Ди Каприо, меня чуть не стошнило. Приторная патока. Мне ближе гангстеры, безусловно. Я этого не скрываю.
То есть для вас «любовь» рифмуется со словом «кровь».
Да, «любовь» я рифмую со словом «кровь», а «страсть», возможно, со словом «смерть». Другого смысла я не нахожу.
И, как следствие, любовь — это всегда боль?
Я счастливчик в этом смысле, у меня никогда не было безответного чувства.
Но при этом вы пишете очень драматичные песни. Даже безысходные.
Не знаю, мне кажется, они веселые. Как я.
Вы вот в интервью говорили часто, что для вас секс как источник вдохновения имеет большое значение.
О да!
А почему песни в миноре? Секс — это
же вроде весело.
Но минор красивее, чем мажор.
Вам нравится альбом «Бонни&Клайд»?
Нравится. Он такой отважный получился. И абсолютно неоднозначный с точки зрения своей рок-н-ролльности. Есть там песня про морячка, который любил одну… суку. Ну понятно: женщины — они же предатели все. Песня абсолютно не похожа на остальные — это больше шансон.
Насчет женщин-предателей, это вы пошутили?
Почему?! Женщины — они змеи. Они потенциальные предатели, безусловно.
А мужчины?
Мужчины, мне кажется, более идейны, чем женщины.
В том смысле, что отвечают за свои слова?
Да, если уж уперся, то все — не сдвинешь. Я вот таких мужчин люблю.