Вампиры среди нас | Кино | Time Out

Вампиры среди нас

  29 июня 2010
11 мин
Вампиры среди нас
Накануне премьеры фильма «Сумерки. Сага. Затмение» Time Out вспомнил всех самых человечных вурдалаков.

Можно ли считать настоящими вампирами существ, которые не пьют кровь и рожают живых детей? Time Out обнаружил, что вампиры часто нарушают правила и уходят от канонов вампирского жанра.

Вампиры и вампиризм — универсальная метафора, в которой каждому новому поколению писателей, режиссеров и сценаристов видится что-то свое. Для Брэма Стокера, создателя чуть ли не главного вампирского романа, «Дракулы», вурдалаки олицетворяли секс и связанное с ним насилие. Аргентинец Хулио Кортасар увидел в древней легенде историю о безответной любви и связанном с ней чувстве вины, Энн Райс — притчу о потерянной душе в поисках Бога. Кому-то удается найти в вампирской тематике политические мотивы, кому-то — этические и метафизические проблемы. Американка Стефани Майер, автор романа «Сумерки» и трех его продолжений, сравнивает кровопийство с пубертатным томлением — когда очень хочется, но нельзя (ну или наоборот — когда нельзя, но очень хочется). И в этом — в подавлении мужчиной своего животного естества ради любимой женщины — и кроется главная причина невероятной популярности «сумеречной саги». Каждой женщине — а особенно если ей четырнадцать лет — хотелось, чтоб ее желали порвать на клочки, но во имя высших мотивов обуздывали свою страсть.

Каноны вампирского жанра отнюдь не всегда оставались незыблемы — в разное время нарушались его отдельные пункты, но никогда, кажется, все сразу, как в «Сумерках». В связи с чем возникает вопрос: являются ли вампиры Стефани Майер настоящими вампирами? Или это просто новый вид американских богов — невероятно красивых, сильных и богатых сверхлюдей вроде Бэтмена или Супермена?

Не сгорают на солнце

Пожалуй, самая вопиющая аномалия вампиров писательницы Стефани Майер — то, как они реагируют на солнечный свет. Дракула Брэма Стокера находит свою гибель в самый последний момент перед долгожданным закатом (секундой позже — и с ним никто уже не смог бы справиться). Носферату в классическом фильме Фридриха-Вильгельма Мурнау (1922) сгорает дотла, тщетно пытаясь спрятаться от солнечных лучей. Маленькая вампирша Клодия и ее подруга Мадлен из готического бестселлера Энн Райс «Интервью с вампиром» превращаются в пепел, казненные злобными евро-вурдалаками. И только упырям-вегетарианцам из «сумеречной саги» все нипочем: эти не только не сгорают под солнечными лучами, но даже наоборот — начинают чудесным образом искриться и сверкать, словно гламурная малолетка, собравшаяся на дискотеку и сдуру переборщившая с блестками. Да, вампиры поколения хипстеров — больше не дети ночи. Они могут свободно разгуливать по улицам, ходить в колледж или играть в бейсбол на школьном стадионе. Впрочем, и они стремятся избегать ясной погоды, но совсем по другим причинам: зрелище «статуи, вытесанной из неизвестного людям камня, гладкого, как мрамор, и сверкающего, как хрусталь» может, не дай бог, привлечь к себе внимание неподготовленных и ни о чем не подозревающих соседей. А потом с ними — сами понимаете — хлопот не оберешься…

Не пьют человеческую кровь и прекрасно себя при этом чувствуют

Спору нет: майеровские герои — отнюдь не первые вампиры, использующие кровь животных вместо человеческой. Другое дело, что все их предшественники занимались таким низменным промыслом разве что по необходимости: на безрыбье, как говорится, и рак сойдет (вампиры прошедших времен, кстати, перебивались крысами именно во время морских путешествий). Эдвард Каллен из «Сумерек» утонченно сравнивает свое вегетарианское питание с заменой мясных продуктов на соевые, но его товарищи по несчастью всегда придерживались на этот счет иного мнения. Например, вампир Лестат называл подобную диету «нищенской» и всячески высмеивал своего новообращенного друга Луи, называя его «жалким трусливым вампиром, рыскающим по ночным аллеям в поисках крыс и кошек». Нет, злые демоны прошлого не были похожи на обычных наркоманов, которые в случае отсутствия искомого могут перебиться димедролом или сиропчиком от кашля! Для олдскульных упырей важна была не столько сама кровь, сколько акт убийства: только отбирая человеческую жизнь, вампиры становились такими, какими мы их любим, — всезнающими и всемогущими Проклятыми, сменившими вечную жизнь на Небесах на банальное земное бессмертие. Но семество Калленов не из таких: наверное, будучи людьми, они предпочитали безалкогольное пиво — опьянения, конечно, никакого, зато и мордой в салате не уснешь!

Не спят!

Вампиры всегда стремились быть ближе к земле, от рассвета до заката предпочитая отсыпаться и копить силы: в гробах, сундуках с кладбищенским перегноем, на худой конец — в обычных ящиках. Это свойство доставляло им множество неприятностей — спальные места надо было таскать за собой и где-то прятать, особенно во время переездов с места на место. Спящий вурдалак беззащитен, как дитя: нож или осиновый кол в сердце, голову с плеч — и конец вампирьему бессмертию. Именно так, если вспомнить, закончили свой славный путь и покусанная вампиром Люси из «Дракулы» Брэма Стокера, и сам граф Дракула, и вампиры из парижского театра Энн Райс. Холеным кровососам из «сумеречной саги» Стефани Майер предосторожности ни к чему: солнца они не боятся, осиновый кол их не берет, да и вообще убить таких — дело нелегкое. Видимо, именно поэтому Эдвард Каллен и его собратья по несчастью попросту не спят, не опасаясь ни безумия, ни преждевременного старения, которым чревата многолетняя бессонница. С одной стороны, вполне логично — какая же смертная девушка согласилась бы спать вместе с возлюбленным в гробу, будь он хоть трижды похож на греческого бога? С другой — не совсем понятно, как неовампам удается отличать вчерашний день от сегодняшнего. Любому опытному тусовщику известно, на какие кульбиты способно время, если не спать хотя бы трое суток. А уж что с ними творится от столетней бессонницы, даже и представить себе страшно.

Не отказывают себе в сексе

Стефани Майер (надо отдать ей должное) неоднократно признавалась, что перед написанием «Сумерек» не изучала ни древние легенды о вурдалаках, ни каноническую вампирскую литературу. Только этим и можно объяснить тот факт, что упыри в ее романах не только влюбляются (это было бы еще полбеды), но еще и занимаются сексом — причем как со смертными, так и друг с дружкой. В старые времена вурдалаков совершенно не привлекали подобные развлечения — зачем кровососам какой-то банальный секс, когда им доступен источник наслаждения, о которым мы, живущие, не можем даже мечтать. Оглушительный барабанный бой в ушах; чужая жизнь, наполняющая вены свежей кровью; предсмертные стоны и хрипы жертв — что может быть прекраснее? Но нет — героям «сумеречной саги» не чужды и простые человеческие радости! Тут должна была бы, конечно, возникнуть не столько психологическая проблема, сколько биологическая: вампиры, хоть их и называют «не мертвыми», все-таки не живые, и каким образом их телам удается функционировать должным образом во время соития — совершенно непонятно. Но если можно в обнимку носиться по деревьям, гнуть руками металлические листы, читать мысли на расстоянии, то какие уж тут могут быть вопросы… Не удивляет же нас, что Супермену удалось повернуть Землю в обратном направлении!

Рожают детей

Да, Белла и Эдвард не только поженятся в четвертой части «сумеречной саги», но и обзаведутся ребенком (вряд ли это сообщение способно испортить удовольствие от просмотра фильма: поклонникам творчества Майер об этом прекрасно известно из книг, а все остальные сошли с дистанции еще на первой части тетралогии). Дети у вампиров?! Такое раньше было возможно разве что в ужастиках категории «В» — чего только не сделаешь ради очередного сиквела (например, «Дочь Дракулы», 1936). Конечно же, наследники у вампиров были всегда — вот только родство в семьях кровососов передавалось не обычным человеческим способом, а через укус. Видимо, ко времени написания «Рассвета» (четвертая часть «Сумерек») Майер все-таки удосужилась прочитать кое-какие книги по теме, и именно поэтому рождение ребенка у вампира и смертной в «Рассвете» рассматривается как уникальный прецедент, не имеющий аналогов в истории «не-мертвых». И все-таки рождение ребенка от межвидового брака полутрупа и девочки-эмо — последний удар, нанесенный Стефани Майер по традиционной вампирьей мифологии. Ее герои больше не проклятые — сохраняя все преимущества рода человеческого, они просто красивее, умнее, одареннее и сильнее обычных людей. Они — практически бессмертные супергерои; полубоги с одним-единственным маленьким недостатком, победить который хоть и трудно, но можно. Если очень хочется.

Книги про вампиров

Брэм Стокер «Дракула»
Маст-хэв начинающего вампиролога. История графа Дракулы, юриста Джонатана Харкера и его невесты Вильгельмины была экранизирована несколько десятков раз, но литературный источник переплюнуть так и не удалось.

Алексей Толстой «Упырь», «Семья вурдалака»
Русские классики мистики тоже не чурались. Толстой в первом рассказе повествует о семействе подмосковных помещиков-кровопийц (в буквальном смысле) и любви помещичьей племянницы и молодого красавца-графа. Вторая повесть — история о сербской семейке вампиров.

«Интервью с вампиром»
Готические романы Энн Райс стали классикой вампирской литературы. Первая книга — рассказ о становлении вампира Лестата, от человеческой жизни до последних безрадостных дней в образе монстра, изложенный его другом Луи. Является частью цикла «Вампирские хроники» из восьми книг.

Гильермо дель Торо, Чак Хоган «Штамм»
Первая часть вампирского эпоса. По сюжету в аэропорту Нью-Йорка совершает посадку самолет, все пассажиры которого мертвы и несут в себе вирус вампиризма. В борьбу с эпидемией вступают профессор, знаток восточноевропейского фольклора, биохимик Нора Мартинес и Василий Фет, американец русского происхождения, специалист по уничтожению вредителей.

Стивен Кинг «Жребий»
Был задуман автором как литературная реминисценция Брэма Стокера. Молодой писатель Бен Мейерс приезжает в городок Салемс-Лот и обнаруживает, что тот полон вампиров.

Мелисса де ла Круз «Голубая кровь»
Микс «Сумерек» и сериала «Сплетница», посвящен жизни вампиров в Нью-Йорке.

Фильмы про вампиров

«Носферату, симфония ужаса» (1922)
Один из самых страшных фильмов, разрушивший романтический литературный образ вампира. В исполнении Макса Шрека граф Орлок был скорее похож на поту-стороннего горбатого грызуна, чем на героя-любовника.

«Дракула» (1992)
Экранизация режиссера Фрэнсиса Форда Копполы — пожалуй, лучшая из всех снятых. В ролях — Вайнона Райдер, Киану Ривз, Энтони Хопкинс и Гэри Олдман.

«Интервью с вампиром» (1994)
Фильм с Брэдом Питтом и Томом Крузом по роману Энн Райс, после которого Кирстен Данст, сыгравшая юную девочку-вампира, стала звездой.

«Ван Хельсинг» (2004)
Эпос о знаменитом истребителе вампиров, в главной роли — Хью Джекман. Интересно, что изначально доктор Ван Хельсинг фигурировал в романе Брэма Стокера как пожилой врач и философ. В фильме же от этого интеллигентного образа мало что осталось — Габриель Ван Хельсинг крошит вампиров налево и направо, как заправский киллер.

«Дракула-2000» (2000)
Старая песня на новый лад. В современной версии событий Ван Хельсинг — лондонский коллекционер, из магазина которого в аббатстве Карфакс банда воров случайно украла гроб с телом графа Дракулы. Далее следуют красочные сцены погони, а в конце выясняется, что Дракула — не кто иной, как Иуда Искариот.

«Впусти меня» (2008)
Трогательный шведский фильм о дружбе забитого 12-летнего мальчика с девочкой-вампиршей. Одна из песен саундтрека написана Пером Гессле из Roxette. Фильм получил энное количество европейских наград и является примером того, что экшен в историях про вампиров вовсе не обязателен.

«Воины света» (2010)
Новинка, фильм-антиутопия. На дворе 2019 год, после эпидемии людей среди вампиров осталось 5%. Главный герой, ученыйвампир, пытается синтезировать искусственную кровь, но в итоге переходит на сторону уцелевших людей.

Сериалы про вампиров

«Баффи — истребительница вампиров»
Первое современное вампирское телевизионное мыло с Сарой Мишель Геллар в главной роли. От современных аналогов разительно отличается: вампиры здесь — пушечное мясо, а не страдальцы.

«Дневники вампира»
Экранизация серии книг Лизы Джейн Смит. Вышел первый сезон, съемки второго продолжаются. Смотреть стоит из-за потрясающей негативной привлекательности Дэймона, чью роль сыграл Йен Сомерхолдер (Бун из сериала «Lost»).

«Настоящая кровь»
Сериал совсем не карамельный. Вампиры повсюду, они заявляют о своих правах. В нескольких штатах легализованы их браки с людьми, а Cosmopolitan вовсю расписывает прелести секса с вампиром. Разумеется, в таких условиях не могло не найтись места для романтической истории.


«Быть человеком»

В одном доме живут трое — вампир, обортень и привидение. Каждый из них по-своему старается не потерять человеческий облик — кровосос вместо людей обращает внимание на станции переливания крови, вервольф в полнолуние гоняется за кошками, а девушка-привидение хлопочет по дому и готовит чай.

«Влюбленный вампир»
Несчастный японский вампир, спасовавший перед древней традицией и не отважившийся на харакири, записывается в общеобразовательную школу.

«Клан: Объятые ужасом»
Вампиры занимаются организованной преступностью и враждуют между собой, а когда дорогу им переходит криминальный элемент из мира людей, с радостью объединяются, чтобы порвать несчастного на британский флаг.