Мода с прищуром
Про английский журнал i-D все люди, сколько-нибудь интересующиеся культурой глянца, знают, что он культовый, что у него логотип-смайл и что на его обложке всегда помещен человек, который подмигивает или закрывает один глаз рукой. Почему, собственно, он считается культовым, большинство уже не помнит. Огромное количество нынешних поклонников журнала родилось и выросло в мире, где уже был i-D. Ведь год рождения i-D — 1980-й.
Обычный глянцевый журнал в то время выглядел так: известная модель или звезда на обложке, внутри — интервью со знаменитостями и фотосессии, где модели в одежде уважаемых марок позируют фотографу. Основатель i-D Терри Джонс хорошо знал эту кухню: он пять лет проработал арт-директором британского Vogue. Но Джонс заскучал на респектабельной работе. По его словам, ему не хватало в съемках реальности происходящего — его гораздо больше занимала личность человека на фотографии, чем его одежда. Он решил уйти с хорошей должности, чтобы делать свой журнал- об индивидуальностях.
Первые номера i-D выглядели по-самиздатовски — 40 страниц, кое-как державшиеся на паре скрепок. Терри сшивал их вручную. Героями фотоисторий были обычные молодые люди с лондонских улиц — их всех снимали по одной схеме: у стены, в полный рост, взгляд прямо в камеру. К каждому портрету в журнале прилагались краткое представление человека и его высказывание (Патрик, 23, «Я люблю орать и разбрасывать вещи). В этой простоте была гениальность — до сих пор большая часть лучших независимых фотопроектов о моде строится по принципу Терри Джонса.
Подшивка i-D за первые десять лет — лучшее пособие по истории моды лондонских субкультур, наследием которых до сих пор вдохновляются стилисты и фотографы. Вот утыканные булавками панки начала 1980-х, вот готы в шипастых ошейниках, вот рейверы 1990-х во флюоресцентных одеждах. Кроме того, подшивка i-D — еще и каталог по истории фотографии: Ник Найт, Коринн Дэй, Юрген Теллер, Дэвид Симс и другие нынешние мэтры модной фотографии начинали карьеру именно здесь.
С годами журнал растолстел и остепенился. Знаменитые персонажи и одежда мировых брендов потеснили уличную моду — и многие поклонники из старой гвардии, как это обычно бывает,стали жаловаться: i-D становится коммерческим, где же былой нонконформизм? Но вот в чем штука: ощущение реальности происходящего так и не исчезло. Если на фото со страницы i-D перед тобой сидит человек в обычной домашней одежде, трудно поверить, что он позирует, а штаны на него надел стилист. Даже если человек этот, к примеру, — фотографировавшаяся тысячи раз Кейт Мосс.
В 2001 году в честь 20-летия журнала бессменный главный редактор Терри Джонс устроил в Лондоне выставку Smile i-D, в которой были представлены все главные обложки и съемки.С тех пор она ездит по миру, постоянно обрастая новыми экспонатами — для каждой страны редакция i-D готовит специальный проект. Стараниями дизайнера Кати Гомиашвили Smile i-D добралась до Москвы.Если потратить час времени на Smile i-D, то можно составить почти полное представление о том, что произошло в моде и фотографии за последние два с половиной десятка лет. Только вот слово ретроспективная» с выставкой как-то не вяжется: по-прежнему полное ощущение, что все это снималось вчера.