Випстеры, хипстеры… лобстеры? | Главное | Time Out
Главное

Випстеры, хипстеры… лобстеры?

  12 июля 2010
4 мин
Випстеры, хипстеры… лобстеры?
Випстеры — новую социальную прослойку можно официально считать открытой.

Авторство присуждается колумнисту известного сайта Филиппу Миронову.


Тем, кто каким-то чудом забыл, кто такие хипстеры, напомним, что слово «хипстер» (инди-кид) появилось в США в 40-х годах прошлого века. Оно образовалось от слова hip, что переводится как «быть в теме». Первые хипстеры пытались забыть о военном прошлом, жили сегодняшним днем. Иначе хипстеров можно называть инди-кидами, то есть независимыми ребятами (от indie — независимый (англ.)). Теперь эти «детки» до дыр заслушивают пластинки Hot Chip и MGMT, скупают клетчатые рубашки, выстригают челки, отращивают усы и бороды на юных розовых лицах и, самое главное, изо всех сил стараются не слиться с серой массой.





В современном «энциклопедическом» значении под хипстерами чаще всего подразумевается городская молодежь, интересующаяся элитарной культурой и искусством, модой, альтернативной музыкой и инди-роком, артхаусным кино, современной литературой, ломографией и особенно ее ответвлением виталиеграфией (это когда сканируют обложки музыкальных альбомов, нарисованные от руки) и т. п.


Иконами для хипстеров становятся молодые перспективные музыканты, художники, дизайнеры — те, кто идет всего на пару шагов впереди самих хипстеров, но догонять которых профессиональные «свободные деятели искусства» не спешат, хотя амбиции очень даже имеют.


Судя по многочисленным характеристикам хипстеров, которые в свое время давали все, кому было не лень, инди-кид — это школьник, студент или только что выпустившийся из университета молодой человек (как вариант девушка) с десятком оригинальных идей, пленочной мыльницей на шее и журналом «Афиша», выглядывающим из большой сумки через плечо. Мило, забавно. Но на то они и «киды», чтобы вырастать и превращаться из «тыквы» в нечто более совершенное и серьезное. По всей видимости, социальная прослойка, представляющая собой эдаких модных «родителей» хипстеров либо своевременно выросших из ярких лосин девочек и мальчиков, существовала давно. Но имя ей было дано лишь накануне с легкой руки уже упомянутого Филиппа Миронова — ВИПСТЕРЫ.





Так вышло, что автору неологизма довелось побывать на открытии московского арт-проекта «Стрелка» в здании бывшей фабрики «Красный Октябрь», где концентрация известных людей с достатком выше среднего и собственным интересным делом превышала допустимые даже для Москвы нормы. Мамут, Колхаас, Ликин, Шапиро, Дапкунайте, Друбич, Сапрыкин и еще много-много умных и талантливых были в тот день на открытии «Стрелки». Это и заставило Миронова срочно выйти в Твиттер и торжественно провозгласить открытие нового социального кластера, точнее, дать ему название. Кстати, описание дается исключительно по-английски, ибо, по словам Миронова, момент располагал, плюс ко всему знание языка Шекспира — неотъемлемый атрибут каждого уважающего себя випстера.


Относительно названия — тут все ясно. Если говорить языком ЖЖ, теги к слову могли бы выглядеть так: Вип, известный, важный, умный, владелец, руководитель, upscale casual, дорогие вещи и аксессуары, Rick Owens, проекты, проекты, проекты… Эти люди живут тем, что придумывают что-то новое и социально значимое, но значимое опять же в кругу «членов клуба», адаптируя и «подгоняя» созданное под менее подготовленного потребителя. Они ведут прекрасные колонки в журналах «Сноб» и Black Square, устраивают домашние кухни с обязательным вступительным «оброком» в виде дорогих качественных продуктов и открывают галереи.





Образцами для подражания випстеров становятся, по сути, их же друзья и коллеги из мира искусства и медиабизнеса: Ольга Свиблова, Дэмиен Херст, тот же Рэм Колхаас. Очень дорогие художники, дизайнеры, архитекторы, потомственные интеллигенты с большими возможностями и безграничной фантазией, не старающиеся нарочно произвести впечатление на аудиторию.


Сами випстеры, кстати, едва ли задумываются о том, что они относятся к какому-то особому классу с иностранным названием и должны соответствовать каким-то критериям, потреблять что-то особенное, выдумывать то, что от них ждут. Безусловно, главная функция випстера — задавать тон и направлять вкусы, но для них жизнь — это мода, а не наоборот. В этом и состоит значительное отличие випстера от хипстера: хипстер со скоростью света потребляет все самое модное, а випстер как сверхпотребитель получает новое еще до того, как оно стало модным, не забавы ради, а использует это для производства новых и новых трендов. В общем, випстеры реально работают.


Как отмечает Филипп Миронов, он сам очень доволен своим нововведением и уверяет, что слово уже активно используется не только в сети, располагаясь в статусах пользователей социальных сетей и микроблогов, но и в реальной жизни. Что ж, словом больше, словом меньше, суть явления от этого не изменилась. Главное, чтобы в погоне за статусом, начинающимся на три заветные буквы, не произошло смешения зерен с плевелами. Хотя все же не очень хочется ставить крест на большинстве более-менее здравомыслящей части населения страны и утверждать, что рожденный потреблять производить не может.


По материалам сайта www.lookatme.ru


Фото: альбом с открытия института «Стрелка» на Facebook