Интервью: Михаил Угаров
Как к вам попал этот текст?
Я прочел у Михаила Дурненкова литературный этюд «Нечто о происхождении слесарных хокку„, и мне страшно понравилась сама идея, что работяги пишут трехстишия. Еще у него была вещь “Сон в синем тереме» мы их соединили и сделали спектакль.
Интерес к жанру производственной драмы исходит от вас или от театра?
От Театра.doc. Мы, как известно, более «социальная» площадка, чем другие художественные театры, у нас были постановки и о «манагерах», и о жизни теледеятелей. Мы понимаем, что общественные отношения изменились, но эти перемены пока нигде не отражены. А ведь сейчас они стали гораздо интереснее, чем в советские времена.
Но ведь «Синий слесарь» не документальная пьеса?
Дурненков действительно собирал материал в рабочей среде- работал автослесарем в Тольятти. Он запоминал фразы, а потом занес их в текст. Но, безусловно, это авторская пьеса. В ней, по сути, показано, как интеллигентный парень вступает в профессиональную жизнь, попадает в совершенно иную среду. Вхождение в «народ» очень трудный процесс. Попадая в коллектив, ты сразу вступаешь в некие иррациональные отношения, проходишь обряд инициации.
То есть в спектакле вы решили отступить от формата «дока»?
Мы с самого начала задумали, что это будет не чисто «дословная» пьеса. Нам хотелось сделать не привычную для нас документальную постановку, а «театр с ролями». Историю героя с началом и концом. В итоге мы выбрали для спектакля жанр «вербатим-концерт» (verbatim- основная техника документального театра, в переводе с латыни означает «дословно».- Прим. ред.).