Белая сволочь. История Эминема
Белоголовый живчик в строгом костюме выходит из-за кулис на финальный поклон. «Эминем, Эминем, Эминем! — скандирует публика, лаская любимца взглядами. Вот дерьмо! — неожиданно орет в микрофон артист, уже собиравшийся уйти со сцены. — Я чуть не забыл: вы пойдете со мной! Как из воздуха, в его руках возникает дробовик: он открывает огонь по толпе. Восторженные вопли фанатов сменяются криками боли и страха. Когда симфония оглушительных ружейных залпов, глухих шлепков падающих тел и безумного хохота Эминема утихает, в воздухе повисает последняя фраза: Встретимся в аду, засранцы!
Сценкой, изображающей кровавую бойню в стиле школы Колумбайн, заканчивается Encore — новый, четвертый, альбом Эминема. Не каждый артист даже в фантазиях позволит себе так обойтись с людьми, покупающими его пластинки: по сравнению с этой провокацией призыв остановить Буша автоматом Калашникова, ножи в спину Майклу Джексону и другие дурно пахнущие шутки Эминема на Encore покажутся просто ерундой. Но рэпперу с плохим зрением все сходит с рук.
За первый уикенд продаж на территории США альбом разошелся тиражом в 700 000 копий. В день премьеры в аудиомагазинах по всем Штатам выстроились в очередь люди самых разных возрастов и сословий — в одном из таких хвостов стоял успешный российский бизнесмен Олег Тиньков, оказавшийся в этот час на американской земле. Даже музыкальные журналисты темного цвета кожи называют белого паренька, выросшего в Детройте, величайшим рэппером на земле. Даже щепетильные независимые хип-хоперы признают таланты Эминема, уважительно называя его гадким и непристойным.
История о том как белый мусор превратился в важную деталь ходовой части мирового шоу-бизнеса, сыграна и спета Эминемом в собравшем большую кассу фильме Восьмая миля. Детали приукрашены, но сюжет — абсолютно верен. Парень, выросший в бедном захолустье Детройта, где на весь квартал жило всего четыре белые семьи, мужал без отца и социальных гарантий, но с любовью к черной музыке и способностью рифмовать. В 1997 году Маршалл Мэзерс III, весь в долгах, с маленьким ребенком на руках и с работой в закусочной, придумал образ Слима Шейди — альтер-эго, вобравшее всеего отрицательные качества, — и записал от его имени несколько убийственных песен. Слим Шейди — это злые мысли, приходившие мне на ум. Фантазии, которые я гнал прочь, — скажет Маршалл впоследствии.
С этими песнями Эминем выступил на ежегодном фестивале Рэп-Олимпиады в Лос-Анджелесе, где проиграл, но был замечен сотрудником лейбла Interscope. Через него мини-альбом с песнями Слима Шейди попал к Доктору Дре, гуру хип-хопа, влиятельному продюсеру и талантливому звуковику. Дре оценил потенциал белого парня, острого на язык, и взял его под свое крыло. Я пришел, чтобы поиметь этот мир, — скажет Эминем на дебютном альбоме Slim Shady LP, первый сингл с которого, My Name Is, мгновенно возглавит хит-парад Billboard. Не самый оригинальный слоган в рэп-культуре, но очень действенный.
Довольно быстро альтер-эго слилось с настоящим Я. Поди сейчас разбери, от чьего лица Эминем записал песню о том, как папа с дочкой топят мамочку в речке, привязав к ее ногам огромную каменюку. Поди пойми, Слим или Маршалл привлек свою несмышленую дочь к виртуальному убийству матери, тайком от Ким Мэзерс вывезя Хэйли Джейд в студию и записав ее голосок. На втором альбоме Эминем обращался к слушателю от имени Маршалла Мэзерса, но был все также беспощаден к своим противникам.
Список врагов Эминема обширен. Его открывает Д`Анжело Бэйли, однокашник рэппера, в школе как следует заехавший ему в ухо. Где-то посредине болтается мать поэта, расплачивающаяся за все слезки, пролитые Мэзерсом в коротких штанишках. Список разбавлен второстепенными персонажами — от Роя Бензино, совладельца хип-хоп журнала Source, решившего начать свою карьеру певца наездом на раскрутившегося друга, до — через массовку из Моби, Мадонны и Майкла Джексона — президента Буша. Враг номер один — его бывшая, Ким Мэзерс, сучка, которая его бросила. Эминем обвиняет ее в измене, обманах и злоупотреблении наркотиками, не вспоминая о том, что три таблетки экстази и бутылка баккарди не так давно были его повседневным рационом. Он говорит, что его тошнит от одного вида Ким, и тут же признается в вечной любви.
Проблемы с родителями, властями, друзьями и девушкой-стервой — как все это знакомо поклонникам самого светлого пятна в рэп-эфирах MTV. Эминем несет Бремя Белого Человека за всех фанатов, не забывая при этом солоно и гадко шутить. Своим критикам на новом альбоме он предлагает смело высказаться в его адрес, позвонив по телефону 1-800-I-AMA-DICKSUCKER, что можно перевести как 1-800-С-ОСУ-ЗАКОПЕЙКИ. У меня извращенное чувство юмора, и иногда меня несет», — говорит Эминем. Не в оправдание, а как бы между делом. Перефразируя Оскара Уайльда, чтобы нравиться, надо либо развлекать людей, либо шокировать, либо кормить их. Эминему хорошо удаются первые два действия. Для тотальной власти над сердцами осталось назвать своим именем сеть ресторанов быстрого питания.
Коммерческий успех Эминема закономерен вдвойне, если учесть геополитический фактор — на земле, где ни один чернокожий еще не становился президентом, представители белой расы, которые поют как афроамериканцы, зарабатывали больше денег в шоу-бизнесе. Вспомните другого артиста на букву Э — Элвиса. Особенность Эминема в том, что музыканты, попадающие под колеса большой коммерции, становятся заложниками своего имиджа, пленниками усыпанных стразами тесных пиджаков с огромными отворотами, а ему удалось этого избежать. Маршаллу Мэзерсу III платят за то, чтобы он был собой — несносным шутом, который в запале может ляпнуть самую колкую истину и самую страшную глупость. Так, шутя, оскорбляя и матерясь, он остается артистом огромной свободы, внимательной аудитории и дохода в несколько десятков миллионов долларов годовых. Хорошо устроился, сволочь.