Рисуйтесь
Герои комиксов почти завоевали поп-культуру. Это видно хотя бы по расписанию кинотеатров- в этом году на экраны уже вышли «Призрачный гонщик и 300 спартанцев, через неделю в прокате появится третья часть Человека-паука, а до конца года мы увидим еще с дюжину экранизаций комиксов.
След, оставленный комиксовыми героями в русских кинотеатрах, ведет в США, где рисованные истории в таком почете, что журнал Time включил графический роман Алана Мура Сторожа (Watchmen) в сотню лучших англоязычных романов XX века (наряду с Великим Гэтсби Фрэнсиса Фицджеральда). У нас же фильм 300 спартанцев, снятый по комиксу Фрэнка Миллера, обвиняли преимущественно в вольном обращении с текстом Геродота — знатоков, знакомых с этим графическим романом, нашлось не больше, чем было воинов у царя Леонида.
В Москве нет ни одного издательства, специализирующегося на комиксах, зато уже в шестой раз в городе проходит международный фестиваль КомМиссия. Зрителям и читателям, плохо знакомым с рисованными историями, только на пользу, что русскоязычная комикс-индустрия еще не сформировалась, — говорит художник Хихус, организатор и главный идеолог КомМиссии. Он объясняет это тем, что западные авторы комиксов уже давно успели расслоиться по интересам (американский, японский и франко-бельгийский стили), образовав вокруг себя сообщества поклонников и фестивали. А посетители КомМиссии имеют возможность разом познакомиться со всем бесконечным разнообразием картинок с буквами — от газетных стрипов (юмористические истории из трех кадров) до японской манги на русский лад и эпических саг о супергероях.
Кроме рассматривания комиксов русских и иностранных художников на КомМиссии можно заняться повышением собственного профессионального уровня. Все гости, приехавшие на фестиваль с персональными выставками, будут давать мастер-классы. Лекцию прочтет сценарист и режиссер первого советского блокбастера-катастрофы Экипаж Александр Митта, который расскажет всем интересующимся про принципы драмы и конфликта в комиксах.
По выходным и праздникам можно будет применить полученные знания на практике — зайти на Фэнзин-фабрику, под руководством профи нарисовать собственный комикс и тут же издать его микротиражом. А вот 5 мая нужно вести с собой на фестиваль детей: пока взрослые будут разглядывать картинки про белорусских Бивиса и Баттхеда Саша и Сирожа (Сирожа — это Сергей Михалок из Ляписа Трубецкого), юное поколение научат правильно делить лист на кадры и создавать персонажей. Потом их возьмет на поруки финская художница Кайса Лека, раздаст краски и карандаши и предложит заняться тем, за что дома можно и подзатыльник схлопотать,- то есть рисованием на обоях. Еще спиногрызов стоит сводить на презентацию детского журнала Гамсы и показать иллюстрированные комиксистами книжки-малышки от постоянного участника КомМиссии Людмилы Петрушевской, ведущих Бачинского и Стиллавина плюс еще нескольких знаменитостей. В этом году фестиваль будет интересен не только взрослым, не распрощавшимся с детством, но и детям, еще не распрощавшимся со своими родителями.
5 ВАЖНЫХ ВЫСТАВОК КОММИССИИ
1. Женщина и свинья
Не пропустите классические стрипы самого знаменитого в Финляндии автора Юбы Туомала про женщину Вииви, живущую с поросенком по имени Вагнер. Свинья ведет себя как дикий мужчина: портит воздух, с дивана слезает только к холодильнику и при каждом удобном случае бежит в кабак. Кроме того, на выставке представлен еще один финский комиксовый персонаж — клерк Виртанен, знаменитый житейскими афоризмами,украшающими кофейные чашки и мышиные коврики настоящих финских клерков.
2. Папа Росомахи
Американец японского происхождения Ларри Хама успел поработать на двух гигантов мировой комиксовой индустрии, DC Comics и Marvel, для которых Ларри редактировал самые профильные активы — Бэтмена и Людей Икс. Росомаха, щеголяющий стальными лезвиями и бакенбардами, — его детище. С историями про сверхчеловеков Ларри обращается вольно: то Marvel по его инициативе выпустит серию комиксов без единой реплики, то художник произведет в супергерои кролика-мутанта.
3. Москва по-польски
City Stories — один из самых интересных проектов фестиваля, в нем участвуют четыре российских и четыре польских комиксиста. Идея состоит в том, что художники из разных городов мира ездят друг к другу в гости и потом вместе рисуют комиксы с сюжетом, происходящим в городе принимающей стороны. Первая часть этого проекта вышла в прошлом году после поездки наших в Лодзь.В этом году Москву рисовали лодзинцы — под таким углом наш город вы вряд ли когда-нибудь видели.
4. Русская стерва
Конкурсную программу фестиваля надо просмотреть, чтобы убедиться, что наши художники не теряются на фоне иностранцев. Нашим удаются малые формы — стрипы и короткие истории, чаще всего смешные. Фаворит конкурса Богдан делает трехкадровые зарисовки на тему отношений мужчин и женщин. Андрей Ткаленко написал настоящий графический роман Стерва с постапокалиптическим сюжетом.У него большой формат получился лучше, чем у других конкурсантов, хотя и он не смог обойтись без клише: загадочная Зона, сталкеры, зомби.
5. Спагетти-комиксы
В Италии комиксы пользуются безумной популярностью: графические истории Dylan Dog про детектива-оккультиста ежемесячно продаются тиражом в миллион экземпляров. На КомМиссии» можно познакомиться с продукцией итальянского комиксового магната Серджио Бонелли и художника Марко Сольди.В Италии пользуются популярностью спагетти-детективы, спагетти-нуар, спагетти-хорроры и спагетти-вестерны.